Глобальные перемены на Михайловской набережной, начатые в этом году в рамках подготовки к футбольному ЧМ—2018, не ограничатся укладкой тротуарной плитки, высадкой яблонь и организацией фан-зоны. В мэрию обратился инвестор, предложивший на собственные средства построить на набережной колесо обозрения высотой 80 метров и комфортный общественный туалет. Обсуждение проекта двух объектов прошло в НГУАДИ 12 декабря. Как и полагается, мнения его участников разделились. Теперь создателем проекта нужно будет как-то учесть все замечания экспертов и простых горожан.
Существующее 35-метровое колесо обозрения уберут с территории Михайловской набережной. Вместо него появится другое — диаметром 65 метров. Эскизный проект колеса выполнен по заказу МУП «Михайловская набережная». Оно вписано в проект благоустройства набережной с учётом уже утверждённой концепцией и зонирования.
«Чёртово» колесо, стоящее на одноэтажном здании «подставке», в котором расположится кафе и помещения для мероприятий и выставок, планируют разместить в непосредственной близости к ул. Большевистской и посадочной платформе автобусов и маршруток «Речной вокзал», т. е. в верхней точке набережной. Как подчеркнул разработчик проекта, руководитель архитектурного бюро «ПроСиб» Вадим Насалевич, это сделает аттракцион, проектная высота которого 80 метров (диаметр 65 м плюс высота «подставки»), градостроительной доминантой места. Он будет четвёртым по высоте в России и самым высоким за Уралом.
В здании, которое выглядит как «подставка» под колесо, откроют билетные кассы, залы для мероприятий и выставок, а также кафе площадью 100 кв. м на 50 посадочных мест. Общая площадь здания — 1300 кв. м. Его яркий фасад решён в стиле «ар-нуво» с помощью декоративных элементов, молдингов и пилястр. Половину эксплуатируемой кровли «подставки» займёт летняя терраса кафе, укрытая от солнца козырьком.
Архитектор Алексей Журавков обратил внимание на то, что аттракцион сочетает в себе два технологически разных с точки зрения безопасности объекта — само колесо и пристроенное к нему помещение общего назначения. «Я не говорю, что этого нельзя, но авторы проекта должны очень внимательно посмотреть нормативную базу, чтобы не ошибиться», — предупредил он.
Архитектор КБ «Стрелка» Ежи Станкевич не увидел никакого противоречия в проекте колеса, и даже высота, по его мнению, не влияет негативно на окружение. «Доминанта на набережной нужна. Она бы привлекала людей и была бы неким ориентиром, вела бы человека к себе по променаду и по тенистым аллеям», — пояснил он. По его мнению, поскольку колесо доминирует, характер и экспрессия здания, на котором оно установлено, должно быть второстепенным.
Что касается белого цвета конструкций колеса, то Станкевич, посоветовал подумать о других цветовых решениях, поскольку белый будет сливаться с цветом неба. «Цвет колеса должен быть доминирующим», — считает эксперт. Медный цвет, предложенный проектировщиками, по его словам, возможен, если цветовое решение нижнего здания будет не таким ярким.
Руководитель мастерской «Адаптик А», автор проекта реконструкции Михайловской набережной Павел Носарев рекомендовал пересмотреть стиль здания — «подставки». Он считает, что объекты на набережной должны быть технологичны в исполнении и в эксплуатации. Белый цвет колеса Носырева не смутил. «Оно может быть совершенно разным по цвету», — предположил он, напомнив, что иллюминация станет его украшением.
Архитектор Татьяна Иваненко отметила неуместность стиля «ар-нуво» в отделке фасада здания-поставки. По её мнению, необходимо более сдержанное решение, которое подчеркнёт конструктивную железную махину. Кроме того, райские сады, предусмотренные проектом благоустройства окружающей территории, надо, по мнению Иваненко, подуспокоить.
Татьяна Иваненко поддержала своего коллегу, что такой доминирующий в городской среде объект как 80-метровая железная конструкция колеса, возвышающегося над набережной, неуместен.
Капитальный туалет, который в процессе обсуждения упорно называли общественной уборной, построят в 30-40 метрах от «Колеса обозрения», в конце главной пешеходной аллеи. Проектировщики предложили три варианта внешней отделки туалета — деревянной рейкой, серо-зелёной краской и светло-зелёной краской с классическими колоннами и пилястрами. «Зелёный цвет призван исключить слово „стыд“ из слова „туалет“, потому что он, равно как и баня — это символ чистоты, опрятности и свежести», — пояснил Вадим Насалевич, добавив, что помимо собственно женского и мужского туалетов в здании разместят комнату матери и ребёнка.
Стилистика туалета, по словам Ежи Станкевича, не современна. Он считает, что нужно переосмыслить элементы, по-другому обыграть колонны и облицовку, а также не закатывать фасад целиком в дерево.
Павел Носарев отметил, что стилистическое решение фасадов общественного туалета с колоннами и пилястрами — это игра в стилизацию. Так, по его мнению, быть не должно. «Я за то, чтобы применять современные решения в облике городов», — заключил он.
По мнению архитектора Александры Архиповой, вся эта стилистическая каша проекта могла бы иметь право на существование, если бы в ней была хотя бы капля иронии. «Никакие чистые стили, кроме функционализма, в этом месте не живут. Всё остальное здесь искусственно, — считает она. — То, что колесо белого цвета пропадает на фоне неба, да и бог с ним. Ценность колеса в том, что вечером мы видим его подсветку». В дизайн туалета Архипова предложила привнести ещё больше иронии и наколбасить ещё больше стилистической мешанины, сделав из него аттракцион.
Иваненко считает, что предложенная простая структура планировки общественного туалета уже не соответствует сегодняшним реалиям. Например, в Японии в общественных туалетах предусмотрены специальные блоки для разнополых детей и родителей. «Когда папа приводит свою 5-летнюю дочь гулять в парк, то в какой туалет он должен её вести в случае нужды?» — спрашивает архитектор и полагает, что для таких ситуаций должен быть выделен свой блок, где всем будет комфортно.
Все замечания и предложения, высказанные в ходе обсуждения, разработчики должны учесть и отразить в окончательном варианте проекта. Затем его оценит КБ «Стрелка». После этого доработанный проект появится на портале green.novo-sibirsk.ru.
#Благоустройство #Михайловская набережная #Проекты планировки