У новосибирских застройщиков набирает популярность концепция «двор без машин», то есть с парковками за её пределами или под землей. В чем преимущество такого подхода, станет ли он нормой для Новосибирска и можно ли сменить приоритеты в старых микрорайонах. Об этом говорим с архитектором, советником мэра Новосибирска Александром Ложкиным.
— Александр Юрьевич, неужели приоритеты постепенно меняются, все-таки двор без машин становится, если не нормой, то никого не удивляет?
— Конечно, использовать двор просто для хранения автомобилей — не лучший способ. Мы помним времена, когда во дворах машины не ночевали. И сейчас мы возвращаемся к настоящей функции двора. Современные подходы к урбанистике (планированию городов) направлены на то, чтобы автомобиль из средства ежедневного использования делать средством эпизодического использования. Везде сегодня делается акцент не на строительстве дорог и парковок, а на развитие общественного транспорта, зон пешеходного и велосипедного движения. Когда мы работали в Перми с голландскими архитекторами, они изучали наш опыт строительства гаражных кооперативов. Для них это было интересно. У них это называется система удаленного хранения автомобилей, то есть когда автомобиль действительно хранится где-то далеко. Но не как у нас гаражные кооперативы раньше строились на «неудобицах». Это, конечно, должно быть место хорошо обеспеченное общественным транспортом и не очень далеко от дома, примерно 2-3 остановки.
— То есть по идее и внутри города и нашей страны можно найти позитивные примеры, на которые можно равняться?
— Вообще-то если вы зимой пройдете мимо любого гаражного кооператива, вы увидите, что в каждом ряду боксов откопаны 1-2 максимум, остальные просто не используются. У нас есть огромный потенциал территорий, которые сегодня используются не эффективно.
— С другой стороны я помню, какие споры были, когда вносили поправки в правила землепользования застройки, спорили как раз по поводу количества парковочных мест для машин. Эти правила и нормы не будут противоречить процессу освобождения дворов от машин?
— В последней версии правил землепользования и застройки уже заложили очень важную вещь — норматив по парковкам сделали дифференцированным. Он меньше в центральной части города и больше на окраинах. Почему это сделали? Потому что если ты живешь в центре, ты можешь перейти к эпизодическому использованию автомобиля: ездить на метро, ходить пешком, у тебя много возможностей. А дальше это уже вопрос проектирования и подходов. Сегодня концепция «двор без машин» является одной из доминирующих в городском планировании в разных странах, в том числе и в России. Уже целый ряд строительных компаний переходит к принципу двора, в который автомобили запускают только для того, чтобы разгрузиться, а хранение авто происходит в подземных парковках, есть способ, когда парковка делается на уровне первого этажа, а двор располагается над ней.
— Что должно произойти, чтобы такие дворы стали нормой? Какая-то точка кипения должна пройти, либо какая-то мода должна появиться на такие дворы?
— Слово «мода» вы употребили очень правильно, должно появиться осознание необходимости качественного двора. Мы недавно в социальных сетях спорили почему появляется ЖКХ-арт, почему люди начинают благоустраивать свои дворы лебедями из шин, потому что людям хочется комфортную территорию, приятный двор, но образцов такого комфортного двора мы, к сожалению, до сих пор не видели. Эта культура была у нас утрачена в 50-е годы. Сегодня этот опыт появляется, люди увидят, как должно быть, и желание жить в комфорте появится.