Городская волна
Настрой город для себя

Милый город

Город Локтя

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Городской треш

Сбросить
Новосибирские
новости
Настрой город для себя

Милый город

Город Локтя

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Городской треш

Сбросить
Городская волна
Все материалы
Подписывайтесь:

Дёшево и без выхлопов: как транспорт будущего завоёвывает Новосибирск

Навигация

Об электрокарах, которые скоро заменят бензиновый и дизельный транспорт, в последнее время рассуждают много. Растёт количество машин без выхлопных труб в том числе и на улицах Новосибирска. Простота устройства, экологичность, экономия на топливе: каждый десятый автомобиль в России к 2030 году должен быть электрическим — такую цель ставит правительство нашей страны. Развитию электротранспорта — не только общественного, но и личного — на этой неделе посвятят целый блок вопросов на форуме «Городские технологии», который пройдёт на площадке Новосибирского университета экономики и управления.

Новосибирские новости
Новосибирские новости
11:53, 06 декабря 2023

Затраты как на утюг

Новосибирец Сергей Денисов на электрокарах ездит уже четыре года. Уверен: это оптимальный вариант городского транспорта. Он прост в обслуживании — никаких свечей или фильтров, а по характеристикам не уступает бензиновым собратьям.

«Не требует прогрева, то есть вы сели, кнопку надавили и поехали сразу же. И сразу же идёт от печки тепло, то есть сразу включается обогреватель. В минус 30, если долгое время она стоит на морозе, батарейка может замёрзнуть, она может просто не поехать. Но это автомобиль, однозначно который должен быть вторым в семье», — рассуждает водитель.

Немаловажно и то, что электроэнергия обходится дешевле других видов топлива.

«По деньгам с небольшой батарейкой все траты — около 200 рублей в месяц, как утюг. Как обслуживать? Да никак: включил в розетку — и пользуйся», — рассказывает ещё один автовладелец Максим Мазурин.

Пока таких машин в нашем городе — меньше тысячи. Батарея электрокара рассчитана в среднем на 6–8 часов работы. Проехать без подзарядки он может несколько сотен километров, однако продолжительность и комфорт поездки обеспечивает не только электроника: необходима развитая сеть зарядочных станций. Многие не готовы пересесть на инновационный транспорт из страха вовремя не найти «розетку». Если обычные автомобили «покормить» бензином можно буквально на каждом шагу, то заправок для их электроаналогов пока не так много.

Над исправлением ситуации уже работают власти города и инвесторы. К началу декабря в Новосибирске функционировало больше четырёх десятков ЭЗС.

Карта электрозаправочных станций:

Часть из них появилась в рамках проекта «Сибирь заряжает». Его инициировали крупные энергетические организации региона во главе с СГК. На первом этапе — месяц назад — открыли десять электрозаправок: на улицах Залесского, Менделеева, Земнухова, Учительской, Союза Молодёжи, Переездной, Весенней, Кропоткина, Прибрежной и Белинского. Тогда Сибирская генерирующая компания объявляла, что до конца года таких станций должно стать 40, а в 2024-м их количество увеличится вдвое. Устанавливают их на центральных тепловых пунктах. В пробный период подзарядиться можно не тратя ни рубля.

«До 1 мая 2024 года все объекты будут работать бесплатно в тестовом режиме. Цену на 2024 год мы пока не определяли. Она будет складываться из рынка, из стоимости электроэнергии, из стоимости услуги других компаний. Самое главное — из паритета с классическими видами топлива. В любом случае разница будет не менее 50%», — рассказывает директор по развитию электротранспорта Сибирской генерирующей компании Андрей Витковский. 

По его мнению, важно устанавливать станции именно внутри застроенных кварталов.

IMG_5514.JPG
Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

«Пока мы выбрали для этого 40 дворов, в следующем году продолжим работу по принципу „Зарядка в каждый двор“. Мы ориентировались не на то, есть ли в этом дворе владелец электроавтомобиля или нет. В первую очередь мы рассчитывали на то, что наша инициатива станет импульсом для приобретения новых электроавтомобилей», — поясняет Витковский.

Подводя итоги первого месяца работы ЭЗС, он отмечает, что каждой из них ежедневно пользуются в среднем 2–3 автовладельца.

Поскольку количество мест для зарядки ограничено, новосибирцы с электрокарами даже завели специальный чат, в котором отмечают, кто какую станцию занял. Длительность подпитки зависит от объёма и мощности батареи. Зарядить её можно двумя способами. Первый занимает около часа. На второй, более медленный, уходит восемь часов.

«Если мы говорим о развитии зарядной инфраструктуры, то это первоначальная задача для того, чтобы электротранспорт мог появляться. Потому что когда человек живёт в доме без подземной парковки и оставляет машину на улице, то невозможно приобрести электроавтомобиль, если во дворе не будет места, где можно зарядиться. Безусловно, с девятого этажа, да даже с первого этажа, спускать домашний провод и заряжать автомобиль от него небезопасно», — подчёркивает Витковский.

Видео: nsknews.info

Налог на паузу

Заместитель мэра Новосибирска Артём Скатов уверен: чтобы городские жители активнее пересаживались на электрокары, нужно обеспечить для этого не только инфраструктуру — у домов, на парковках и дорогах общего пользования. Стимулировать популярность таких машин должны и налоговые льготы.

На федеральном уровне их пока нет, но конкретно в нашем регионе владельцы электромобилей — как отдельные жители, так и организации — освобождены от транспортного налога, напоминает глава профильного комитета заксобрания Новосибирской области Валерий Ильенко. Соответствующую поправку в закон «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в НСО» депутаты регионального парламента приняли осенью 2021 года.

Согласен с необходимостью таких мер поддержки и представитель СГК Андрей Витковский.

«Считаю, что это очень правильная инициатива. Электроавтомобили в большинстве своём высокомощные. 

То есть там лошадиных сил больше, чем в ДВС-автомобиле, КПД двигателя выше. Соответственно, выше и налоговая база. 

Чтобы люди приобретали электроавтомобили, чтобы этот вид транспорта развивался, важно отменить на какое-то время налог. Это позволит многим понять, что это за транспорт, покататься, а со временем, когда количество электроавтомобилей станет достаточным, нужно будет возвращать налогообложение на общих основаниях», — рассуждает директор по развитию электротранспорта Сибирской генерирующей компании.

По мнению Витковского, доходы, недополученные бюджетом из-за налоговых льгот, с большим перевесом компенсирует польза электромобилей для окружающей среды. Сейчас в Новосибирске зарегистрировано около полумиллиона легковых машин, которые производят довольно значительное количество выхлопов: углекислого газа и прочих вредных соединений.

NET_6771.JPG
Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

«Если мы создадим условия для того, чтобы к 2033 году в городе появилось хотя бы 30 000 электроавтомобилей (это не так много против полумиллиона), то мы снизим количество выбросов на 5–7%. Так вот, 30 000 электроавтомобилей не дадут достаточно большого вклада в бюджет за счёт налоговой базы, а вот вклад в экологию города, в чистый воздух произойдёт несоизмеримый с этими деньгами. Не всё можно рассчитать стоимостью, нужно оперировать другими метриками», — комментирует Андрей Витковский.

Он убеждён, что временная отмена транспортного налога на электрокары должна подстегнуть новосибирцев активнее покупать их в том числе и у отечественных заводов. А значит, это ещё и способ стимулирования российского автопрома.

Отметим, что сейчас по количеству произведённых электромобилей лидирует Китай. Также в число стран-передовиков по внедрению этого вида транспорта входит Норвегия. Что касается России, то по итогам 2023 года выпуск электрокаров хотят нарастить до 18 000 штук, а в будущем, 2024-м, удвоить эту цифру.


Не просто игрушка

Новосибирцы, которые не любят терять время в автомобильных пробках, всё чаще в тёплое время года пересаживаются на электросамокаты. Компактные девайсы на батарейках позволяют перемещаться по городу значительно быстрее, чем пешком. При этом не выделяют вредных веществ в атмосферу и занимают мало места в доме.

Выбор в пользу этого средства передвижения сделал и житель левобережья Андрей Соболев. На работу и с работы он ездит рано утром. В это время и дороги не загружены транспортом, и на тротуарах мало пешеходов — полное раздолье для поездки на самокате. Тут и экономия, если сравнивать с тратами на бензин для машины или с автобусным билетом. Самокат вложений не требует, главное — вовремя заряжать, а суммы в квиточках за электроэнергию сильно не увеличиваются.

IMG_0180.JPG
Фото: nsknews.info

«Мы же не замечаем, как тратим электричество на чайник, мы просто пьём чай, привыкли к этому. Также не считаем, сколько энергии потребит лишняя включённая лампочка, а не переплатим ли. То же самое и с самокатом: пришёл, воткнул на зарядку, как телефон, и затем в любое время поехал, куда тебе надо», — комментирует Андрей Соболев.

По его словам, полной зарядки хватает на 30 километров. Из минусов: маршрут лучше продумать заранее и понимать, что именно ждёт тебя в пути — какое покрытие дороги и какие препятствия. Проехать с комфортом можно не везде. Не хватает велодорожек, самокатчики на тротуарах порой раздражают пешеходов, а по краю проезжей части в час пик двигаться довольно опасно.

Арендой электросамокатов в этом году, по данным кикшеринговой компании, воспользовались 12% жителей города. Чаще всего на прокатных гаджетах новосибирцы добирались от остановок общественного транспорта или метро к жилым массивам, вузам, торговым и бизнес-центрам. Средняя продолжительность одной поездки — 11 минут 59 секунд.


Курс на электробусы

Переход на электропривод — тенденция в развитии всех видов транспорта: и личного, и общественного. И тот и другой неизбежно к этому идут, считает заместитель начальника управления пассажирских перевозок мэрии Михаил Никулин. Среди преимуществ электропривода он называет оптимальную управляемость: она на порядок выше, чем у двигателя внутреннего сгорания. При торможении энергия может возвращаться обратно в источник. Это называется рекуперация.

Эксперт уверен, что у электрического двигателя нет конкуренции ни в плане сохранения окружающей среды, ни с точки зрения энергоэффективности. КПД у такой установки — от 94 до 97%, у двигателя внутреннего сгорания — до 40%. Как следствие, шинные виды общественного транспорта в ближайшее время должны эволюционировать до электробусов.

Причём это видно по развитию не только автобусов, но и троллейбусов, которые за последнее время заметно изменились. Сначала они обзавелись аккумуляторами, что позволило в аварийном режиме проходить небольшие участки маршрута без контактной сети. Следующее поколение получило увеличенный автономный ход и может проезжать на батареях гораздо большее расстояние — до 20–40 километров. С 1 февраля 2023 года в Новосибирске такие машины вышли на маршрут №36, с 1 сентября — на №29. С 1 декабря запустили обновлённый троллейбусный маршрут №8: он связал Затулинский жилмассив и ТЭЦ-5. На линии работают 26 экипажей. С этой недели троллейбусы под номером 35 начали возить пассажиров с площади Маркса до Криводановского карьера.

IMG_6576.JPG
Фото: nsknews.info

На следующем этапе предстоит окончательно отказаться от контактной сети и переориентироваться на электробусы. Это полностью автономный подвижной состав, который заряжается в депо или на конечных станциях.

«Мы не переходим на электробусы революционно, как в Москве. Там хотели сразу отказаться от троллейбусов и заменить их электробусами. Но сразу не получилось, и пришлось пускать по этим маршрутам автобусы. Мы не пошли революционным путём, а выбрали эволюционный. Сначала обычные троллейбусы переводим в автономный режим. Срок их службы — 12 лет. После того, как он закончится, планируем закупать электробусы», — рассказал Михаил Никулин.

По его словам, по подписанным контрактам в течение двух лет в Новосибирск поступит 258 троллейбусов. У нас сформировалось 14 маршрутов этого вида транспорта. Их протяжённость будут увеличивать, охватывая новые крупные жилмассивы. Общая потребность в троллейбусах — около 400 штук.

«У автобусов та же самая тенденция. 

Сейчас это машины на газу. Но мы понимаем, что от двигателя внутреннего сгорания всё равно нужно будет избавляться. Разными путями и троллейбус, и автобус приходят к одному виду транспорта — электробусу.

Сейчас ведём переговоры с заводами-производителями. К ним есть требование: кроме самой машины, они поставляют и комплект зарядных станций для неё. Машина нам нужна с инфраструктурой. Чтобы сделать выводы, нам нужно покатать её жарким летом и холодной зимой. Соседние города уже провели такую опытную эксплуатацию. Красноярск, например, уже начал серийно закупать электробусы», — добавил Михаил Никулин.


А что с трамваями?

Возможно, с разработкой мощных накопителей энергии в Новосибирске появятся и трамваи на аккумуляторах с автономным ходом, что приведёт к отказу от контактной сети. Пока говорить об этом рано. Но в любом случае сбрасывать со счетов этот вид электрического транспорта в городе не планируют.

По словам Михаила Никулина, инфраструктуру для трамвая будут совершенствовать.

IMG_2750.JPG
Фото: Павел Комаров, nsknews.info

«Мы, к сожалению, в этой сфере не передовики. Некоторые страны ушли намного дальше в развитии городского рельсового транспорта. Нам надо смотреть на их опыт, внедрять бесшумные и энергоэффективные технологии, обособление трамвайных линий, технологии наземного метро», — уверен заместитель начальника управления пассажирских перевозок.

Протяжённость трамвайных маршрутов планируют наращивать, а парк — пополнять. Новый современный вагон сейчас стоит почти 100 млн рублей. Но Новосибирск идёт другим путём. Совместное российско-белорусское предприятие «БКМ Сибирь» модернизирует для него старые трамваи с заменой кузова и электрооборудования. В этом году один вагон обходился городу в 22 млн рублей. На следующий год сумма будет другая, минские партнёры уже предупредили об этом. Но всё равно стоимость останется ниже рыночной.

Линии предстоит достраивать до новых жилмассивов. Чтобы реализовать все намеченные идеи по развитию трамвайной сети к 2030 году, потребуется, по экспертным оценкам, около 100 млрд рублей.


Экологичность: реальность или миф

Говоря о плюсах электротранспорта — и общественного, и личного, эксперты подчёркивают в первую очередь его экологичность. Скептики, разумеется, готовы спорить: мол, действительно, выхлопов нет, но ведь для выработки электроэнергии тоже нужно сжигать топливо или тратить водные ресурсы, к тому же рано или поздно придётся утилизировать аккумуляторы.

«Кто-то может сказать, что производство электроэнергии тоже загрязняет атмосферу. 

Но если сравнить объёмы выбросов от бензиновых автомобилей, особенно стоящих в пробках, и от электрокаров, то всё станет очевидно. 

Мы можем оснастить большую ТЭЦ системами фильтрации, но на каждое авто поставить такую очистку невозможно», — рассуждает председатель комитета охраны окружающей среды мэрии Новосибирска Мария Сидорова.

У неё самой гибридный автомобиль. Кроме двигателя внутреннего сгорания, он оснащён электрической установкой, что даёт возможность и экономить на бензине, и снижать экологическую напряжённость.

«ТЭЦ выбрасывают загрязнения в верхние слои атмосферы, а не в городскую среду, поэтому воздействуют на человека гораздо меньше. Процент выбросов при выработке киловатта электроэнергии значительно ниже, чем у двигателя внутреннего сгорания», — приводит Михаил Никулин свои аргументы.

NET_2953.JPG
Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

Настаивает на экологических преимуществах электрокаров перед традиционными машинами и представитель СГК Андрей Витковский.

«Есть такие выбросы, как бензапирен, например, — достаточно опасный канцероген. Так вот, он не выделяется при классической генерации электроэнергии, тут уже двигатели внутреннего сгорания однозначно проигрывают электрическим автомобилям. Если мы говорим глобально, в целом обо всём сроке их жизни, то, по мнению экспертов мирового уровня, паритет по экологическому вкладу в природу у электроавтомобиля наступает где-то на 100 тысячах километров. То есть первые 100 тысяч он вреднее, но уже после 110-й тысячи километров становится экологичнее по количеству CO₂ и прочих выбросов. 

Мы при этом учитываем с вами не только выбросы в процессе эксплуатации, но и выбросы в процессе изготовления.

Опять же, ссылаясь на экспертов, могу сказать, что изготовление среднестатистического электроавтомобиля — это порядка десяти тонн CO₂, изготовление среднестатистического ДВС-автомобиля — это семь тонн CO₂, но в процессе эксплуатации электромобиль обгоняет по экологичности ДВС-автомобили в итоге», — объясняет Витковский.

Инфографика: nsknews.info

Желающих поспорить и обсудить животрепещущую тему развития электротранспорта ждут на форуме «Городские технологии» в пятницу, 8 декабря, в Новосибирском государственном университете экономики и управления (Каменская, 52/1 / Ядринцевская, 53). Полная программа с расписанием работы секций опубликована на сайте mba-nsuem.ru/gorod-tehno-nsk.

Главные новости вашего города — подписывайтесь на нашу группу Вконтакте.

Что происходит

Показать ещё