Городская волна
Настрой город для себя

Милый город

Город Локтя

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Городской треш

Сбросить
Новосибирские
новости
Настрой город для себя

Милый город

Город Локтя

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Городской треш

Сбросить
Городская волна
Все материалы
Подписывайтесь:

Галеристка Маргарита Морева: «Художников важно и нужно поддерживать»

В эфире радио «Городская волна» (101.4 FM) побывала куратор галереи современного искусства «84», одна из авторов международного фестиваля Artweek Маргарита Морева. Она рассказала, кто покупает концептуальные работы художников и скульпторов, насколько прибылен галерейный бизнес в России и почему важно создавать творческие проекты не вопреки, а по любви.

Регина Крутоус
Регина Крутоус
13:30, 08 февраля 2024

Регина Крутоус: Здравствуйте, с вами Регина Крутоус и «Вечерний разговор о жизни замечательных новосибирцев». Каждый вторник к нам в студию приходят люди, которые своими делами и достижениями внесли наиболее заметный вклад в развитие нашего города и сделали его лучше, известнее и добрее. И сегодня у нас в гостях архитектор, куратор галереи современного искусства «84», одна из авторов международного фестиваля Artweek Маргарита Морева.

Справка: Маргарита Морева родилась в городе Мыски Кемеровской области. В возрасте шести лет переехала в Новосибирск, училась в Новосибирском государственном университете архитектуры, дизайна и искусств, который окончила в 2013 году. После получения диплома работала в крупной строительной компании в Новосибирске. Меньше чем через год переехала в Москву, где трудилась в церковной мастерской, строила храмы, проектировала их интерьеры, создавала малые архитектурные формы. После работала в дизайн-бюро, путешествовала по Европе. А в 2016-м Маргарита Морева вернулась в Новосибирск, где вместе с командой организовала фестиваль сибирского современного искусства Artweek. В декабре 2022-го вместе с Екатериной Вагиной Маргарита Морева открыла новое для Новосибирска пространство — галерею современного искусства «84».

Регина Крутоус: Маргарита, здравствуйте! Я очень рада вас видеть.

Маргарита Морева: Здравствуйте. Приятно, что я замечательный новосибирец.

Регина Крутоус: Около года прошло с того момента, как вы вместе с Екатериной Вагиной открыли в Новосибирске новое галерейное пространство. Какие итоги можно уже сейчас подвести? Что получилось из изначально задуманного, а что нет?

Маргарита Морева: Слушайте, как быстро пролетел год. На самом деле могу с гордостью заявить, что задуманное получилось даже сверх меры, потому что это, наверное, такой первый пример открытия не просто частной галереи современного искусства, а практически частного музея современного искусства. То есть мне кажется, что мы вышли за пределы галереи за счёт того, что у нас достаточно большое пространство. У нас 250 квадратных метров. И мы находимся в супердоступном месте. Мы в торговом центре «Апельсин», это напротив железнодорожного вокзала, прямо в центре города. Мы публичное пространство.

IMG_9911.jpg
Маргарита Морева и Регина Крутоус. Фото: nsknews.info

И получилось всё словно по взмаху волшебной палочки. На самом деле хочется выразить большую благодарность программе Росмолодёжи, благодаря которой этот проект стал возможен. Потому что без финансовой поддержки, которую они нам предоставили, поверив в наши компетенции, он бы не состоялся. Они дали старт этому большому проекту.

Поэтому, когда некоторые говорят, что что-то сложно развивать в нашей стране, мы живой пример, что все сложности живут в нашей голове. Поэтому если их нет, то реализуются даже самые странные затеи, на первый взгляд. Например, достаточно сложно открыть галерею-музей современного искусства в Новосибирске, где шесть лет назад люди вообще не понимали что такое современное искусство. Их это словосочетание пугало, а некоторых и до сих пор.

Но мы нашу задумку реализовали. Галерее уже год. И я надеюсь, что это не последний год существования галереи. Потому что специфика нашего с Катей проекта была в том, что мы не привязывались никогда к площадке. Именно поэтому у нас развились навыки создавать пространство практически в любом месте и делать концептуальные выставки практически везде.

Регина Крутоус: Насколько сегодня прибылен галерейный бизнес в России? Или главное все-таки популяризация искусства?

Маргарита Морева: Сейчас мы находимся в точке, когда произошёл перелом в сторону развития индустрии. Он очень важен как раз за счёт таких региональных проектов, как наш. Потому что если мы не будем популяризировать ту или иную сферу, тот или иной продукт, то его не будут потреблять. Это точно так же, как и с любыми субкультурами. Сначала, например, это выглядит как андеграунд. 

Скейтеров щемят по подворотням, а потом у нас по всей стране строятся скейт-парки. Это превращается в огромную индустрию. 

Проводятся крупные фестивали, экстремальные виды спорта становятся даже олимпийскими. Поэтому любая индустрия требует популяризации и развития.

Мы вот такие пионеры в Сибири, которые эту историю развивают. Галерейный бизнес прибыльный с разных точек входа. Это и прибыль за счёт каких-то эксклюзивных проектов. Это когда есть возможность получить грант на создание какой-то необычной выставки, и как раз за счёт того, что люди приходят и покупают билеты, галерея зарабатывает.

Галерейный бизнес — это ещё и продажа искусства разного ценового диапазона: от чего-то недорогого до действительно крутых, дорогих вещей известных художников, которые показывают себя уже в мировом масштабе. И такие художники у нас в галерее представлены. Например, Миша Либерти известен во всём мире благодаря проекту Burning Man. Он сделал большого надувного слоника, а также у него есть огромная коллекция витражей. Один из витражей находится в коллекции известного российского рэпера.

Если этим заниматься и находить точки входа реализации современного искусства, не использовать только свою галерею как точку продажи, а быть в международном контексте и в контексте всей России, то на этом можно действительно зарабатывать. Неважно, где ты находишься, если у тебя есть хорошая коллекция и есть много идей, которые ты хочешь реализовать, есть масса инструментов: гранты, субсидии. Это базовый уровень для региональной галереи. Продажи искусства — это уже профессиональный уровень, и мы к нему стремимся.

Регина Крутоус: Насколько сейчас трудно находиться в международном контексте российскому искусству?

Маргарита Морева: Мы не испытали сильных проблем. Да, есть общий фон, его невозможно скрыть, спрятать, подмести под ковёр. Он есть, но для частных случаев эта история не работает. Это массовая история.

Есть художники из других стран, с которыми мы сотрудничаем. Много художников уехали из России и живут, работают в других странах. Поэтому мы через них в том числе выходим на международное комьюнити. Всегда можно написать любому художнику в социальных сетях. Чаще всего они очень отзывчивые: из Франции, Италии, Германии, Бельгии, США, Китая, Казахстана, Киргизии. У меня много знакомых ребят, с которыми я общаюсь.

Мы дружим с людьми, не создаём каких-то мнимых границ. Искусство — это международный язык, на котором говорят художники по всему миру, и он нам понятен, поэтому мы не чувствуем каких-то проблем в этом плане. Есть проблемы чисто технические. Теперь не так просто доставить картины из другой страны в Россию и из России в другую страну. Но как же хорошо, что есть медиа-арт и диджитал, любая индустрия развивается. Сегодня картина может быть оцифрована и отправлена за океан беспрепятственно, гораздо быстрее, чем это можно сделать любой доставкой. Это даже приветствуется. Мы уходим в другие форматы, когда работаем с международными художниками. Инструментов много, я не вижу проблем.

Регина Крутоус: Маргарита, расскажите о технике, как происходит выбор имени для новой выставки, проекта. Случайность или у вас есть какой-то метод?

Маргарита Морева: И насмотренность, и внутренняя интуиция. Но здесь разные варианты развития событий. Есть какая-то концепция. Например, как в фестивале «Сказки». Сначала мы пишем концепцию проекта, я пытаюсь представить визуал, который хотела бы видеть.

Я вдохновляюсь европейской эстетикой: смотрю работы коллег и пытаюсь угадать тренд, который будет развиваться в России. Пока мне удаётся это делать. Чаще всего это интуиция. Но ещё я смотрю на визуал и аудиторию художника. Очень важно чтобы у художника, артиста была и аудитория.

Мы вышли из фестивальной истории, а это определённая специфика. Мы не институция, не музей. Мы развлекательный формат в области современного искусства. Мы не традиционный фестиваль, но мечтаем в какой-то момент стать биеннале. Но это предполагает определённый бюджет. Пока такой возможности не было, но я очень надеюсь, что у нас появится первая сибирская биеннале. Это будет очень красиво. По такому же принципу, как и Венецианские биеннале проходят.

Мы были в компании одной, крупном банке. И нас спросили, ищем ли мы партнёров на фестиваль, который будем делать на Алтае. Они выиграли грант ФКИ. 

Да, государство сейчас поддерживает современное искусство. Потому что культурный человек — это осознанный потребитель. 

Так вот, в этом банке одна девушка меня спросила, на какие фестивали я ориентируюсь, когда создаю проекты. Мой ответ — это Венецианская биеннале. Это одно из самых ярких событий, которое мне посчастливилось увидеть. Это просто фантастическое зрелище, когда весь город охвачен искусством. Много художников, охвачены все магазины, оформлены красочно витрины. Все горожане гуляют, они тоже стремятся стать участниками этого процесса. Эта красота объединяет всех под флагом современного искусства. И это круто. Я надеюсь, что в Новосибирске это тоже возможно.

Регина Крутоус: Маргарита, расскажите об истории про платформу для продаж произведений современных художников.

Маргарита Морева: Мы вышли из фестиваля современного искусства, но у нас никогда не было такой задачи — продавать. В 2016 году, когда мы с моим партнёром делали первый проект, была такая фановая история. Ей нравилось делать ивенты, мне нравилось современное искусство. Мы решили просто объединить свои усилия, чтобы издать для себя принципиально новый продукт.

Мы начали ездить в Москву на выставки. Там мы увидели, что искусство и продают, и покупают. Мы поняли, что сейчас хорошее, благодатное время для этого. На фестивале в Иркутске у нас был даже положительный опыт. Нас пригласили, чтобы мы оформляли Art Corner. И тогда, в рамках этого фестиваля, у нас купили картину и скульптуру Юрия Шахояна. Это были две такие крупные продажи. А потом мы сами стали покупать предметы искусства, потому что поняли, что художников важно и нужно поддерживать.

Мы финансируем проекты, в которых видим перспективу. Например, проект Антона Бунденко с виртуальной реальностью: картины, которые раскрываются с помощью гаджетов, его проект об искусственном интеллекте. Есть недорогие вещицы и достаточно дорогостоящие, скульптуры, например. Мы продаем в основном вне Новосибирска. Вот недавно состоялась сделка с Арабскими Эмиратами.

Сейчас галерея переформатируется больше в музейную площадку для реализации проектов выставок, так как есть определённая специфика нашего города. Поэтому мы выделили особую часть — платформу для продаж. Сделали отдельный сайт для продажи именно женского искусства, где женщины кураторы, художницы. У каждой есть своя персональная страница. Продажи осуществляются через телеграм-канал, где куратор лично общается с покупателем. В перспективе появятся и художники-мужчины. На данном этапе это небольшое комьюнити женского искусства. Безумно горжусь тем, что это получилось.

Мир динамично развивается, и мы стараемся становиться лучше. Начинали с локального фестиваля в 2016 году, а сейчас у нас своё креативное агентство под названием МО.VA. У нас фестиваль «СКАЗ» на Алтае, галерея-музей «84». И ещё у нас отдельный магазин по продаже женского искусства. У нас четыре крупных развивающихся проекта. Мы такой крупный холдинг современного искусства в центре Сибири. Я считаю, что это достаточно круто, мы неплохо развились.

Регина Крутоус: Кто эти люди, покупающие продукты современного искусства?

Маргарита Морева: Это и коллекционеры, и просто люди, интересующиеся искусством. Коллекционеры ожидают роста цен. Это длинные деньги. А есть люди, и их большинство, когда за относительно небольшие деньги покупают — до 300 000 рублей. Это могут быть картины или скульптуры. Покупают их просто для себя. Возможно, это произведение с чем-то связано (или с кем-то), или просто хочется поддержать проект художника — у всех разные импульсы.

Мы, например, покупаем для создания коллекции современного сибирского искусства. Стараемся брать определённых авторов, которые будут и дальше развиваться, авторов, с которыми мы имеем продолжительное знакомство. Формируем небольшую коллекцию, чтобы оставить в истории след, для дальнейшего выставления её в музеях города. 

Мы верим, что будущее за частными коллекциями. Это тренд развития ярмарок современного искусства.

Регина Крутоус: Как начать формировать частную коллекцию правильно?

Маргарита Морева: Во первых, нужно консультироваться с дилерами и кураторами. Одна история — если вы хотите формировать эту коллекцию лично для себя и показывать её своим друзьям и знакомым. В этом случае вам, наверное, не нужно обращаться к профессиональным продавцам и консультантам. Но если вы будете показывать свою коллекцию не только своим домочадцам и соседям, то имейте амбиции демонстрировать её в частных галереях и музейных пространствах.

Если коллекция будет только увеличиваться, то нужно обращаться к профессионалам. Это можно делать онлайн. И в режиме офлайн, если в вашем городе есть галерея современного искусства. Какую коллекцию вы захотите — живописи, керамики, акварели, вам подберут профессиональные кураторы. Они, как стилисты в магазине, выберут вам то, что будет подходить под ваш интерьер, соответствовать ноткам вашей души.

Регина Крутоус: Маргарита, вы одна из авторов фестиваля Artweek, который можно назвать визитной карточкой Новосибирска. Чем запомнился последний? Есть ли идея, чем заполнить следующий?

Маргарита Морева: Ничего себе, нас первый раз признали визитной карточкой Новосибирска. Это безумно приятно. На самом деле фестиваля в Новосибирске мы пока не планируем. Ближайший фестиваль будет на Алтае.

Мы пока не знаем, как будут развиваться события, планируем выйти на качественно новый уровень. Для этого нам нужны большие партнёры. Да, нас поддерживает малый бизнес. И я выражаю огромную благодарность «Вега-Абсолют», которые нас приняли на своей площадке. Это такая эксклюзивная возможность. Я могу только низко кланяться им в ноги за оказанное доверие.

Но мы всегда такие белые вороны в городе. Не знаю, как можно докричаться до бизнеса, что это статусно, это круто, это красиво. Поэтому в 2024 году мы фестиваля в городе не планируем и все силы бросаем на Алтай. Потому что Алтай мы развивали последние три года. Не сильно это афишировали, это был такой кулуарный фестиваль. Если появятся у нас новые партнёры, то, возможно, мы вернёмся в Новосибирск.

Весной 2023 года мы делали фестиваль под названием «Сказки». Про идентичность человека, про то, почему мы выросли такими, а не другими. Какими сказками мы напитывали себя в детстве себя. Какими сказками нас напитывали родители. 

Фестиваль «СКАЗ» более серьёзный. Это история фундаментальная — про взрослые истории, которые мы рассказываем друг другу. Потому что сегодня каждый человек наполнен собственными легендами, мифами, которые так приятно рассказывать друг другу у костра. А если ты используешь для этого разный визуальный язык классического арта, то это ещё интереснее.

Поэтому я рекомендую запланировать себе отпуск на Алтае в апреле-мае 2024 года. Я думаю, что будет отличная погода, потому что по-другому и быть не может. Ведь мы идём туда со светлым проектом, светлыми мыслями, желанием развивать алтайский регион. Так как это единственная ближайшая туристическая точка, потрясающая, ломающая тебя полностью. И это Алтай. Рерих туда недаром ходил в походы и обожал Алтай. Действительно фантастическое место, и оно притягивает. Мы своей миссией решили избрать ещё и развитие алтайского региона. Как архитектор я начала делать много проектов на Алтае. Бизнес сталкивается с такой проблемой, как поиск кадров. Через фестиваль мы хотим дать такой толчок для развития региона и людей, которые там живут. Мы в этом проекте тоже будем пионерами.

Регина Крутоус: Что для вас значит номинация на звание «Человека года в сфере культуры»?

Маргарита Морева: Я визжала и плакала, когда узнала о премии. Кажется, ну что такого — региональная премия. 

Новосибирск — третий город по населению в нашей огромной стране, постоянно развивающийся. Если вдохнуть сюда ещё больше человеческой энергии, человеческого ресурса, мы много ещё чего можем сделать. 

Для меня эта премия очень крутая. Это признание проекта, который создан двумя девушками практически на волонтёрских основах.

Если ты веришь и не теряешь надежду, а двигаешься вперёд вопреки всему, просто выламывая стены, открывая все двери, заставляя людей поверить в твою идею и примкнуть к ней, то это же просто потрясающе. Вы представляете, что ни за мной, ни за Катей никто не стоял никогда. Мы просто всё делали сами и могли убедить людей в правильности наших действий и поступков.

Первый фестиваль мы сделали в жилом комплексе, в недостроенном пентхаусе. Это была квартира, внизу было ещё 14 этажей. К нам пришло на фестиваль 800 человек — настолько город изголодался по таким мероприятиям. Потом мы делали фестиваль в «Веге», в галерее, в «Победе». Мы думаем, что сила — в объединении. Не в поучении, как и кому что нужно делать. В открытости, когда мы можем принимать друг друга со всеми изъянами и не пытаться кого-то научить, как надо жить. А наоборот, очень мягко показать, как можно вместе создавать новые проекты. Не акцентировать свое внимание на недостатках. Иначе мы бы ещё в 2016 году, получив первый отказ от властей, насупились бы, обиделись бы. Стали делать всё вопреки. А когда ты делаешь всё вопреки, тратится очень много энергии впустую.

Поэтому мы избрали совершенно другой путь. У нас все проекты по любви. Мы ни на кого не обиделись за всё это время, услышав тысячи отказов. Поэтому эта премия — как признание того, что мы не зря работали, так мало спали за всё это время, трудились не покладая рук. Поэтому я лично счастлива.

IMG_9907.jpg
Маргарита Морева и Регина Крутоус. Фото: nsknews.info

Регина Крутоус: Маргарита, у вас такая, как мне показалось из нашего разговора, серьёзная загруженность. Сегодня вы пришли к нам, за что спасибо вам большое, сразу же после прилёта. Чем вам приходится жертвовать?

Маргарита Морева: На самом деле я не могу сказать, что я чем-то жертвую. Это мой осознанный выбор. Я взрослый человек, но могу сказать, что в какой-то момент мне пришлось выбирать между семьёй и любимым занятием. Моё любимое занятие — это как раз создавать проекты. Поэтому у меня отчасти семейная жизнь не очень сложилась. У меня есть ребёнок. У меня есть бывший супруг, мною обожаемый. У меня есть семья, но нетрадиционная. Я всех люблю, но у меня нет времени, я очень часто жертвую временем.

Я достаточно закрытый человек, у меня очень мало друзей. Это специфика моей психики, ведь творческие люди — это особенные люди. 

Как ни крути, я не могу сказать, что я такая вот простая, как три рубля, и со мной все понятно. Скорее всё наоборот. Я живу своими проектами, они меня наполняют. Ещё у меня есть мой потрясающий сын Марк. Это просто лучшее событие в моей жизни. В принципе, у меня всё хорошо.

Регина Крутоус: Но вы же всё-таки устаёте. Как вы восстанавливаетесь? Что вам необходимо для отдыха?

Маргарита Морева: Наверное, мне необходимы тишина, покой, занятия творчеством. Я очень мало сплю — по 4-5 часов в сутки. Мне помогают восстановиться занятия живописью, ручной труд, прослушивание лекций о культуре. Обожаю лекции Валерия Бондаренко. Это философ. Живёт в Самаре, я мечтаю с ним познакомиться. Это недооценённое явление культуры.

Регина Крутоус: А если бы появилась возможность всё переиграть, вы стали бы хоть что-то менять в своей жизни?

Маргарита Морева: Нет, конечно. Я живу такой интересной и насыщенной жизнью. Но разве что я бы не стала краситься в блондинку. Однажды я это сделала. Потратила время и деньги. Абсолютно бездарный был поступок. Это было связано с определённым кризисом. Сейчас я счастлива от того, с какими людьми я общаюсь, с кем я успела познакомиться, и предвкушаю новые фантастические знакомства. Не знаю, как всё дальше сложится. Но сейчас я нахожусь в благодарности Вселенной. Хочу, чтобы всё продолжалось в том же духе.

Регина Крутоус: Блиц-опрос. Ваш девиз?

Маргарита Морева: «Вперёд, только вперёд. Никогда не сдаваться!»

Регина Крутоус: Что вы считаете своим долгом?

Маргарита Морева: Раздать долги.

Регина Крутоус: На что вам не хватает смелости?

Маргарита Морева: Пригласить парня на свидание.

Регина Крутоус: Ваше самое большое достижение?

Маргарита Морева: Мой сын.

Регина Крутоус: Что вы чувствуете, когда смотрите свои первые работы?

Маргарита Морева: Ностальгия. Такая молодая, юная. Ничем не обременённая, светлая голова.

Регина Крутоус: Что бы вы сделали, если бы стали невидимкой?

Маргарита Морева: Ну, наверно бы ходила бы и рисовала всем усы.

Регина Крутоус: Если бы не получилось с архитектурой и искусством, чем бы тогда стали заниматься?

Маргарита Морева: Фехтованием. Стала бы мастером спорта и чемпионом мира.

Регина Крутоус: Три главных качества, которыми должен обладать герой нашего времени?

Маргарита Морева: Искренность, честность, доверие к миру

Регина Крутоус: Спасибо вам за эту очень интересную, вдохновляющую беседу.

Маргарита Морева: Супер. Я рада, что вам было интересно. Кажется, у меня получилось.

Главные новости вашего города — подписывайтесь на нашу группу Вконтакте.

Что происходит

Показать ещё