Две графические работы всемирно известного авангардного художника Эль Лисицкого, аукционная цена которых достигает миллиона долларов, пропали в новосибирском Академгородке после выставки художника. Несмотря на то, что выставка прошла ровно 50 лет назад, искусствоведы полагают, что пропавшие картины по-прежнему находятся в Академгородке, возможно, в архивах, хозяева которых даже не подозревают об истинной стоимости работ.
Как рассказал новосибирский арт-критик Сергей Самойленко на встрече с почитателями таланта всемирно известного архитектора и авангардного художника Эль (Лазаря) Лисицкого в молодёжном центре «Арт Ель», даже несмотря на то, что художник никогда не был в Новосибирске, он неразрывно связан с историей нашего города. После его смерти в 1944 году вдова Софи Кюпперс с 14-летним сыном Борисом (Йеном) была выслана из Москвы «на вечное поселение» в Новосибирск, где прожила всю жизнь.
Высланная семья привезла в Сибирь архив художника, благодаря чему в 1967 году в картинной галерее Дома учёных Академгородка состоялась первая выставка Эль Лисицкого. Чтобы нивелировать подозрения идеологической неблагонадёжности, выставку приурочили к 50-летию Октябрьской революции и даже планировали разбавить экспозицию революционными плакатами.
Кроме работ Эль Лисицкого из личной семейной коллекции, были выставлены его работы, хранившиеся в запасниках Третьяковки — всего около 30 работ стали доступны для публики. По словам Сергея Самойленко, как минимум две работы Эль Лисицкого с выставки были подарены галерее, но после они бесследно исчезли. По примерным оценкам, их стоимость может достигать миллиона долларов.
В 60-е годы галерея Дома учёных СО РАН была на передовой авангардного искусства. Благодаря работе первого директора галереи Михаила Макаренко, в середине 60-ых новосибирцы увидели выставки звёзд авангарда — Дмитрия Гриневича, Михаила Шемякина, Роберта Фалька, Павла Филонова, Николая Грицюка. Планировалась и выставка Марка Шагала, с художником велась переписка, была напечатана афиша, но министерство культуры всё запретило, поскольку к тому времени поменялся политический климат. Но Макаренко всё равно надеялся показать Шагала и решил обратиться с письмом в отдел культуры ЦК. После этого обращения им занялись «компетентные органы», а в 1969 году он был арестован за спекуляцию и приговорён к восьми годам лишения свободы. Отсидев весь срок «от звонка до звонка» Макаренко, вместе с дочерью и внуком, уехал в Германию, а затем — в США. Погиб в 2007 году, был жестоко убит на улице психически больным человеком.
Сын Эль Лисицкого Йен работал кинооператором и фотокорреспондентом в газете «Советская Сибирь». Он иммигрировал в Германию в 1989 году. Там он смог начать поиски принадлежавших его матери произведений искусства, местонахождение большинства которых сегодня неизвестно. Ему удалось вернуть через суды несколько работ, конфискованных еще нацистским режимом. Йен передал архив отца на хранение в Музей Шпренгеля (Sprengel Museum) в Ганновере — городе, где его родители встретились и полюбили друг друга.