В первом квартале года 23 новосибирских ребенка пытались покончить с собой. Двоим из них это сделать, к сожалению, удалось. Что предпринимают в школах Новосибирска для психологической безопасности детей? Как вести себя родителям подростков? Об этом в программе «Классный час» на радио «Городская волна».
1
Безопасность детей зависит не только от того, есть ли в школе камеры видеонаблюдения, охранники и турникеты. Они обеспечивают лишь физическое здоровье и защищенность. Но для школьников, особенно подростков, важна и психологическая безопасность.
В новосибирских школах для ребят не только проводят классные часы и различные акции, рассказывает начальник отдела воспитательной работы и дополнительного образования Юлия Лигостаева:
Предупреждение тех самых моментов, на которых он может оступиться, где ему может стать больно душевно. Как правильно сказать «нет» сигарете, наркотикам, той самой группе, которая пытается тебя втянуть, какие-то, может быть, течения и влияния субкультур. Как быть психологически здоровым, готовым и устойчивым к этому».
Различные мероприятия проходят в течение всего года в школах, а также летом во время оздоровительной компании. Вожатые показывают детям мир, где можно чувствовать себя комфортно и быть успешным, подчеркивает Юлия Лигостаева.
2
Главное, чтобы ребенок не был предоставлен сам себе. А профессиональное сообщество регулярно собирается на конференциях, посвященных как раз вопросу психологического здоровья учеников.
«Профессиональное сообщество собирается, прежде всего, для того, чтобы выработать следующие шаги, предусмотреть следующие меры, понять, какие у нас сегодня есть точки риска и как их избежать в дальнейшем. И с новыми силами прийти в учебный процесс к нашим детям, родителям и учителям»,— рассказывает Юлия.
По ее словам, для того, чтобы дети росли психологически здоровыми, необходимо взаимодействие родителей, специалистов департамента образования, педагогов-психологов, учителей.
Это подтверждает педагог-психолог муниципального психологического центра «Родник» Ирина Антончик. Важно, чтобы родители подростка или те, кто его воспитывают, сами были психологически здоровыми.
«Очень хочу призвать всех родителей обращать, в первую очередь, внимание на себя, на свое личностное развитие и на свое психологическое состояние. Быть саморазвивающимися людьми. Родитель должен иметь ресурс.
Не ресурсный родитель не сможет ни отследить плохого состояние своего ребенка, ни тем более помочь ему», — говорит Ирина.
3
Как рассказывает психолог, сложилось стереотипное мнение, что подростки не нуждаются в общении с родителями. Это заблуждение. Родители привыкли разговаривать с детьми на темы запретов, учебы и быта. Подростки стараются избегать таких бесед, и у мам и пап складывается мнение, что их дети вообще не желают с ними общаться.
Если вы искренне интересуетесь, какие фильмы смотрит ваш ребенок, какую музыку слушает или интересуетесь субкультурами, о которых он читает или, может быть, состоит в какой-то из них. Если вы не указываете ему, плохо это или хорошо, а искренне интересуетесь, то велик шанс, что вы со своим подростком найдете общий язык, и в случае каких-то проблем вы будете первым, кому он сообщит о них и обратится за помощью. Ставим перед собой цель: каждый день пообщаться со своим ребенком на неформальные темы, хотя бы 10-20 минут в день», — отмечает Ирина Антончик.
Кроме того, родителям рекомендуют знать окружение ребенка, его друзей. А также разбираться в социальных сетях, ведь подростки очень много времени проводят именно там.
«И если вы сумеете, отключив свою критичность, попросить вашего подростка научить вас, то вы убьете двух зайцев. Сможете с ним общаться неформально, и он будет выступать в роли учителя, что ему будет очень интересно, а также научитесь находиться в том пространстве, где существует ваш ребенок. Вы там будете ориентироваться и станете более компетентным в тех вопросах, которые касаются вашего подростка», — советует психолог.
Ирина Антончик советует всем мамам и папам помнить, что они — не только родители, и у них есть много других интересов: «Они же и горнолыжники, и инженеры-механики, и водители машины, и общественники в своем дворе, и они же уделяют 10,15 или 60 минут в сутки неформальному общению со своим ребенком. Вот эти семьи более счастливы по сравнению с теми, где родители думает, что их основная функция — это воспитать, проконтролировать, сделать, когда родители немного забывают о себе. А когда они начнут больше внимания уделять себе и своей интересной жизни, немного отпуская своих подростков, тогда они станут интереснее для них. И, возможно, отношения с детьми будут налаживаться».
|