Как новосибирские ученики написали итоговое сочинение. Какая тема стала самой популярной? Что делать тем, кто не справился с этим испытанием? И будут ли изменения в процедуре сдачи ЕГЭ? Об этом и не только рассказал исполняющий обязанности министра образования, науки и инновационной политики области Сергей Федорчук.
С 2014 года для допуска к государственной итоговой аттестации необходимо получить зачёт за сочинение. В 2017 году в Новосибирской области его писали более 13 000 ребят. Ещё почти 600 человек — изложение: его пишут дети с ограниченными возможностями здоровья. Темы сочинения стали известны за 15 минут до начала процедуры.
Наиболее популярной оказалась тема «Какого человека называют отзывчивым». Её выбрали более 40% ребят. Ещё четверть выпускников размышляли на тему о том, в каких жизненных ситуациях нужно быть готовым к смелым поступкам.
«Это говорит о том, что дети, в основном, готовясь к сочинению и понимая те тексты, которые они прочитали по школьной программе, примерами могли подтвердить из литературы проблематику выбранного размышления. Это очень важно, потому что для них, конечно, главное, справиться с формальными показателями, чтобы все необходимые условия были исполнены, и они получили за сочинение зачёт. А выполнить нужно два требования: объём итогового сочинения, я напоминаю, что рекомендуемое количество слов это примерно 350, но не меньше 250. Большинство детей, естественно, набирали большое количество слов. Второе важное требование — самостоятельность написания итогового сочинения», — говорит Сергей Федорчук.
Большинство ребят с итоговым сочинением справились и получили допуск к ЕГЭ. И только 2% выпускников не смогли с первой попытки написать сочинение на зачёт.
«У ребят ещё есть две возможности, чтобы написать сочинение: в феврале и в мае, поэтому, я думаю, что этот процент существенно снизится. Причины могут быть разные. Очень часто это связано с волнением ребёнка, даже не столько из-за того, что он чего-то боится, а из-за того, что именно в данный момент, может быть, не получится, где-то не доработал. И некоторые работы у нас были практически пустые, ребёнок даже не смог приступить к тому, чтобы изложить свои мысли на бумаге. Большинство по каким-то требованиям или критериям не сумели выполнить работу на необходимом уровне», — комментирует Сергей Федорчук.
Самое важное научить ребят писать сочинения и работать с письменными текстами, а не получить допуск к экзаменам. И с этой задачей учителя справляются, так как школьники с каждым годом показывают лучшие результаты.
По словам Сергея Федорчука, после того, как несколько лет в школах такая форма экзамена практически не использовалась, не все ребята были к ней готовы. Но сейчас, когда в школе к этому готовят, ребята регулярно пишут сочинения, письменные тексты, писать стали лучше. Но дело не только в сочинении или изложении, нужно применять и другие формы текстов, чтобы дети могли писать. И в школах их применяют.
«Мы впервые на этой процедуре задействовали общественных наблюдателей — студентов наших вузов, так же, как и во время государственной итоговой аттестации. Поэтому у нас впервые было четыре удалённых ученика. Наблюдателей было больше сотни человек, а если брать ещё представителей органов управления образованием, то практически в каждом пункте написания сочинения, а это более 700 школ, мы имели общественных наблюдателей. Это очень важно, поскольку повышает объективность написания сочинения и оценки, которую получает школьник», — отмечает Сергей Федорчук.
Что касается процедуры сдачи самого единого госэкзамена, то её совершенствуют, и, как уверяет Сергей Федорчук, сейчас знания ребят проверяют объективно.
Существенных изменений в ЕГЭ в этом году не будет. Новосибирских выпускников ждут незначительные новшества.
«Мы усилим общественное наблюдение. Кроме того, будем усиленно и где-то даже повторно проверять работы ребят, которые претендуют на золотую медаль, чтобы повысить её значимость. Когда мы говорим про 11-й класс, то везде есть видеонаблюдение онлайн. Постепенно будем выводить камеры в режим онлайн и в девятых классах», — сообщил Сергей Федорчук.