Новосибирские школы всё чаще возглавляют молодые директора. По каким критериям их выбирают? С каким трудностями им приходится сталкиваться? Сложно ли управлять топовыми лицеями и гимназиями? Что нового в систему образования привносят молодые директора? Об этом в программе «Классный час».
В течение последних трёх лет в образовательных учреждениях города обновляется кадровый состав. Как отмечает начальник городского департамента образования Рамиль Ахметгареев, в 2017-2018 учебном году на руководящие должности назначили 40 человек. Это в полтора раза больше, чем годом ранее. Из них 17 человек — в возрасте до 40 лет.
«Средний возраст принятых руководителей составляет 42 года. Но, тем не менее, у нас есть отдельные случаи, когда этот возраст значительно моложе. Наверное, это сопряжено ещё с тем, что за последние годы мы наблюдаем в целом увеличение молодых специалистов в отрасли. И это тенденция, которую мы каждый год подчёркиваем. В нашей 18-тысячной армии педагогов около 3 тысяч учителей возрастом до 30 лет. Они работают как в школах, так и в садах. Доля молодых педагогов до 35 лет составляет более пяти с половиной тысячи работников», — объяснил Рамиль Ахметгареев.
Максим Давыдов — один из молодых управленцев. В 2016 году его назначили директором школы №165 имени героя Василия Бердышева. Свой педагогический стаж начинал в школе №172, затем перешёл в гимназию №10. Преподавал там историю и обществознание. Как отмечает Максим, первая сложность, с которой он столкнулся после назначения на должность директора, касалась кадров.
«Надо было стабилизировать кадровый состав после смены директора. И, можно сказать, заново начать работать. Это удалось сделать — коллектив сплочённый, слаженный, много молодых педагогов, что является большим потенциалом и перспективой. Мы их обучаем, поддерживаем. Есть специальная программа поддержки таких молодых специалистов. Больше половины коллектива — это педагоги со стажем, что является большим ресурсом. Стимулируем, поддерживаем и нацеливаем коллектив на повышение качества образования», — объяснил Максим Давыдов.
Со своим новым директором в начале учебного года познакомились ученики Лицея №9. Екатерина Калинина преподаёт английский язык, она занимала должность заместителя руководителя учреждения. В сфере образования трудится 11-ый год. Как отмечает Екатерина, предложение от бывшего директора Георгия Филимонова возглавить лицей для неё стало неожиданным.
«Я, наверное, не осознавала ещё своей готовности руководить учреждением. Но поскольку Георгий Феликсович — человек опытный и очень умный, он последовательно подводил меня к этой мысли. Он начинал подключать меня к решению всех ключевых вопросов, которые проходят в лицее, к различным переговорам, и я большую часть рабочего времени проводила в кабинете директора, присутствовала при решении большей части важных вопросов. И постепенно приходила к мысли, что я начинаю понимать, как нужно в какой ситуации действовать. И когда мы серьёзно вернулись к этому разговору уже весной, у меня уже начала появляться некоторая уверенность в своих силах», — поделилась Екатерина Калинина.
«Моя основная сложность в том, что я пришла после очень сильного руководителя, который был здесь 30 лет. Сейчас передо мной стоит одна из основных задач — не растерять всего того, что было наработано, потому что за 30 лет были достигнуты просто феноменальные результаты. И мало того, что не растерять, а ещё и добавить что-то своё, найти какие-то новые направления развития, потому что надо показывать свой управленческий стиль, своё видение и лицо», — отметила Екатерина.
А новшества уже есть. В частности, в этом году в лицее №9 открыли два специализированных IT-класса.
«Мы разрабатывали учебные планы для этих классов, добавили, например, такой курс, как программирование виртуальной и дополненной реальности. Второе направление тоже связано с IT — это дистанционное обучение. Цель-максимум: если ребёнок пропустил какие-то занятия по болезни или по другим причинам, у него была бы возможность доступа к курсам. Не просто прочитать пять страниц в учебнике и что-то понять или не понять, а более качественно освоить этот материал. Ещё одно новшество — мы проводили родительский референдум, где родители проголосовали за введение пятидневки в пятых классах. И мы запустили, пробуем эту систему, когда у нас несколько курсов ведутся дистанционно, и за счёт этого у нас пятидневная присутственная неделя в пятых классах», — объяснила директор.
Как подчёркивает Екатерина Калинина, функции директора, конечно, занимают большую часть рабочего времени, но полностью отказаться от преподавания она не смогла. В этом году ведёт уроки английского языка в двух 11-х классах. По словам молодых управленцев, руководителю необходимо быть уравновешенным, а все изменения проводить плавно, подчёркивает директор школы №165 Максим Давыдов.
«У нас произошла перестройка инженерного образования. Мы создали фабрику-лабораторию, оснастили её, подобрали коллектив педагогов, которые работают с детьми, они развивают инженерные компетенции. Также преобразуем школьную среду. Конечно, не удаётся сразу отремонтировать всю школу, но, тем не менее, начальную школу мы полностью в этом году модернизировали, и будем продолжать это делать дальше, пока каждый элемент образовательной среды не начнёт работать на качество развития личности ребёнка», — объяснил Максим Давыдов.
Новшества и изменения — это именно то, чего ждут от молодых руководителей, отмечает начальник городского департамента образования Рамиль Ахметгареев.
«Говоря о новом в Новосибирске мероприятии, которое мы назвали единым выпускным, конечно, здесь мы, как департамент образования, в большей степени, наверное, ощущали поддержку определённой части руководителей, которых я бы назвал молодыми. Вторая особенность — это, наверное, очень активное желание узнавать обо всём новом. Действительно, мы начали сегодня большую работу по изучению опыта других регионов. В этом году сумели подписать соглашение с департаментом Москвы о взаимодействии. Мы говорим о совместных проектах и обмене опытом», — объяснил чиновник.
Накануне нового учебного года группа новосибирских молодых руководителей уже побывала в Москве, где познакомилась с наработками столичных педагогов.
#Школа #Молодежь #Образование #Город в лицах #Активный город #Имидж #Амбиции #Классный час