Сейчас в российских школах в основном совместное обучение: оно устоялось в 20-е годы прошлого века, а до этого мальчики и девочки учились раздельно. В 40-е годы по указу правительства образовали гимназии для мальчиков и девочек, но вскоре учеников снова объединили. В современном мире есть как сторонники, так и противники раздельного обучения. В частности, в Новосибирске в гимназии № 14 есть классы для мальчиков и девочек — так они учатся до 9-ого класса, а классы разделили ещё в 2006 году. И это даёт хорошие результаты, так как подходы в обучении девочек и мальчиков отличаются.
«Мальчики, поступая в школу, отличаются от девочек по биологическому возрасту на год-полтора. У них есть проблемы в формировании мелкой моторики. И у них другая мотивация для поступления в школу, чаще всего несформированная, потому что для них школа не является приоритетной сферой деятельности, в отличие от девочек, которые больше приучены к дисциплине и порядку. Поэтому в начальной школе, создавая классы мальчиков, у которых примерно одинаковые проблемы, и работая в одних условиях с однотипными проблемами, учитель и специалисты добиваются лучшего результата успешности обучения мальчишек. Они у нас получают очень высокие отметки», — рассказывает директор гимназии №14 Любовь Судоргина.
В средней школе от раздельного обучения много плюсов получают и девочки.
«В период полового созревания у девочек есть определённый спад в обучении. Возникают различные комплексы, которые связаны с формированием фигуры и внутренней составляющей, которая очень часто сильно влияет на процесс обучения. И когда девочки находятся в одной среде, у всех однотипные проблемы, на которых никто не концентрирует внимание. Все особенности физиологического развития сглаживаются, и за счёт этого тоже достигается лучший результат обучения», — подчёркивает Любовь Судоргина.
По словам Любови Судоргиной, за счёт специально организованной внеурочной и внеклассной деятельности наши дети не изолированы друг от друга. Они общаются, и у них формируются правильные навыки обращения к противоположному полу, потому что проводятся такие мероприятия, где девочка и мальчик, встречаясь друг с другом, выражают в первую очередь почтение, признание, уважение. При таком обучении и воспитании достигается формирование правильного взаимоотношения полов. Это ещё и спокойствие родителей, потому что никто не сравнивает мальчика, который плохо пишет, с успешной девочкой, у которой всегда всё чисто, красиво и аккуратно. Рядом сидит такой же мальчик, у которого всё так же, как и у соседа.
В гимназии №14 в прошлом учебном году был первый выпуск ребят, которые учились в раздельных классах.
Ещё одна школа, в которой тоже решили ввести раздельное обучение, школа №213 в Первомайском районе. В раздельных классах дети воспринимают учебный материал лучше.
«Девочки лучше слушают, лучше воспринимают материал на слух, а мальчики лучше воспринимают зрительный образ. У них развито наглядно-образное мышление. Только по 35 минут мальчики и девочки будут находиться отдельно друг от друга, а на переменах вся внеурочная деятельность, все будут вместе», — отмечает заместитель директора по воспитательной работе и учитель первого класса для мальчиков Ольга Вальшевская.
Раздельное обучение основано также на различии лево- и правополушарного развития. Психологи считают, что у большинства девочек лучше развито правое полушарие головного мозга, а у мальчиков — левое.
«Для мальчиков мы можем задавать больше темп обучения, больше познавательных видов деятельности, физической активности. Вовлекать лидерство в их обучение. Очень много предлагать исследовательских и проблемных методов в обучении. А девочкам предлагается наоборот, более медленный темп, но со многими повторами. Возможно, задания будут не столько проблемными, сколько типовыми. Очень важно для девочек, чтобы задания и изучаемый материал были эмоционально окрашенными», — заявляет педагог-психолог психологического центра «Лад» Ирина Антончик.
И, как подчёркивает психолог, в раздельном обучении больше плюсов с биологической точки зрения, а в совместном — с социокультурной.