Городская волна
Настрой город для себя

Милый город

Город Локтя

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Городской треш

Сбросить
Новосибирские
новости
Настрой город для себя

Милый город

Город Локтя

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Городской треш

Сбросить
Городская волна
Все материалы
Подписывайтесь:

«Однажды в Новосибирске»: про то, как через Обь железную переправу построили

Однажды в Новосибирске возвели транспортный объект, начало строительство которого большинство историков считают датой основания нашего города. Без этого сооружения, вне всякого сомнения, сейчас здесь такого мегаполиса, как Новосибирск, не было бы. А было бы непонятно что.

Городская волна
Городская волна
13:47, 09 апреля 2018

События исторической недели

  • 2 апреля 1992 года для пассажиров открылись две новые станции метро «Гагаринская» и «Заельцовская».
  • 3 апреля 1917 года в Новониколаевске прошли выборы в городское Народное собрание. А 3 апреля 2008 года обширную экспозицию о Новосибирске увидели в Москве на первом Международном форуме «Мегаполис — XXI век». Там были представлены проекты Технопарка, третьего моста через Обь, модернизированного аэропорта Толмачёво.
  • 6 апреля 1913 года в городе освятили церковь в честь Вознесения Господня. Сейчас это Вознесенский кафедральный собор Новосибирской епархии РПЦ.

Событие. Поехали

5 апреля 1897 года в эксплуатацию сдали первый железнодорожный мост через Обь в районе села Кривощёкова. Он и по сей день пролегает через нынешний Новосибирск. В этот день по нему открыли так называемое «правильное движение». Это значит, что поезда, наконец, стали ходить по расписанию и все нужные службы заработали, как полагается. Мост строили три года. Он обошёлся примерно в два миллиона царских рублей.

Как это было. Отвечали головой

Вообще нерегулярное движение по мосту открыли ещё 31 марта 1897 года. А до этого в течение трёх дней, с 28 по 30 марта, проходили испытания. Их принимала специальная комиссия Министерства путей сообщения под предводительством автора проекта моста — профессора Николая Белелюбского. Испытания моста, по словам сотрудника музея Новосибирска Константина Голодяева, проводили в два этапа.

«Сначала были проведены статические испытания, когда на мост заехали четыре сцепленных паровоза системы компаунд, которые весили в сумме 206 тонн, а после этого и динамические испытания. Два паровоза с 28 гружёными вагонами прошли по всей линии моста с различной скоростью, с нагрузками, с ускорениями, с торможениями. По старой мостостроительной традиции во время испытаний под мостом стояли его строители, инженеры, проектировщики, но всё прошло благополучно. И вообще в истории мостостроения российского не было случаев, когда во время испытания какой-либо мост рухнул — ни в Российской Империи, ни в Советском Союзе, ни в России. Здесь наши строители и проектировщики работают очень надёжно», — рассказывает Константин Голодяев.
Константин Голодяев, сотрудник музея Новосибирска

И вот ведь как надёжно построили! Всё этому мосту было нипочём. Ему серьёзно не повредил ни его подрыв в двух местах в декабре 1919 года отступающей Белой армией, ни столкновение майской ночью 1921 года с русловой опорой моста «сибирского Титаника», — самого крупного на Оби парохода «Совнарком». От удара пароход разломился, трагедия унесла до 300 жизней. И даже когда через Обь решили проложить второй железнодорожный путь, то сделали это на всё тех же старых опорах.

однаждыстолпились люди.jpg
Фото: музей города Новосибирска

«Ленинградские инженеры пробурили старое основание, просчитали варианты. Часто для этого рядом возводится новый мост, но в нашем случае пришли к выводу, что наш старичок ещё может вынести новые фермы нового моста, причём на своих старых опорах. Так надёжно строили предки. Строительство этих вторых путей началось в 1974 году. Старые ледорезы, ставшие после строительства ГЭС уже ненужными, поскольку ледоход прекратился, нарастили до высоты моста, а в апреле 1984 года был закончен монтаж металлических ферм для второго пути железнодорожного моста рядом с первым, параллельно ему», — говорил краевед из музея Новосибирска.

Возведение моста начали в 1894 году. 20 июля в полдень при огромном стечении народа в его правобережный устой торжественно заложили первый камень. Присутствовали: томский губернатор тайный советник Герман Тобизен, инженеры Михайловский и Меженинов, и многочисленная публика.

Почему же так поздно заложили первый камень — более чем через год после прибытия на место строителей?

«Закладка задержалась, поскольку неожиданно, 8 сентября 1893 года, один из инженеров, — Александр Станиславович Конопчинский, — подал в управление строительства обоснованный рапорт о целесообразности переноса моста на 200 саженей, — 426 метров, — выше по реке, что давало экономию на строительных работах 800 тысяч рублей, — огромные деньги, треть бюджета всего строительства моста. А деньгами тогда не разбрасывались, конечно. В российском государственном архиве хранится выкопировка приложения к рапорту инженера Андрианова Михайловскому Константину Яковлевичу, по которому мост проходил не там, где он сейчас находится, а севернее, к ближе к Яринскому острову, по околицам села Кривощёкова и Кривощёковского выселка на правом берегу. И расчёты эти были приняты положительно, что, естественно, отодвинуло выдачу рабочих чертежей моста аж на 11 месяцев. Вот почему произошла задержка», — поясняет Константин Голодяев.

И если внимательно посмотреть на электронную карту города, то можно заметить отклонение линии моста в районе остановки «Жилмассив» на левом берегу. Первоначально планировалось, что на правом берегу мост будет выходить к современной станции «Центр».

Это в истории. Чтобы помнили

Строительство мостов через реки всегда была самой затратной частью бюджета железных дорог. Именно поэтому инженер Гарин-Михайловский из-за экономии настоятельно предлагал не строить мост, а обойтись лишь паромной переправой. Но ведь именно постройка моста дала толчок к рождению нашего города. Начало этого строительства официально приняли за точку отсчёта истории Новосибирска.

однажд15000.jpg
Фото: музей города Новосибирска

Конструкция старого моста была уникальной, для неё применили пролётные строения консольно-балочные системы из сварного железа. Русловая часть моста между берегами была перекрыта семью пролётами общей длиной почти 800 метров. И даже когда установили новые, более высокие и более грузоподъёмные фермы, то от старых отказались не сразу. До 1991 года поезда ходили в двух направлениях — и на запад и на восток. Окончательно их разобрали только в 2001 году. И то одну из этих ферм оригинального моста столетней давности сохранили, — в виде памятника в парке «Городское начало» на обском берегу.

И на сегодня у меня всё. В следующем выпуске мы поговорим о том, как в Новосибирске появился главный городской праздник.

А ежедневно в телеэфире «Новосибирских новостей» смотрите историческую рубрику к 125-летию города «Новосибирск на экране». Первый выпуск в 20:00 на РБК. Все сюжеты доступны на канале «Новосибирские новости» в YouTube и в одноимённой группе «ВКонтакте».

О главном в одну строку — подписывайтесь на нас
и следите за новостями города в Twitter.


Что происходит

«Вещдок: папка с эскизами»: выставка узника ГУЛАГа в краеведческом музее

День комфортного голосования: волонтёры помогли выбрать парки в офлайне

Театр «Красный факел» смешал все жанры музыки в «Ромео и Джульетте»

Автобус для раненых передал на СВО новосибирский муниципальный перевозчик

Новосибирец требует полмиллиона за ожоги в аварии на Петропавловской

Парк для всех возрастов: как может преобразиться Сосновый бор

30 лет заксобранию: депутаты приняли поздравления от губернатора

Заезд для семей участников СВО стартовал в центре «Морской залив»

Фантастические инсталляции создал в стенах музея скульптор Сафардиар

Маршруты транспорта изменятся в Академгородке из-за полумарафона

Новосибирск лидирует в Сибири по вводу жилья

Показать ещё