Тарифы на проезд в общественном транспорте повысят с первого декабря. Последний раз пересматривали их в 2015-м. Цены на многие товары и услуги с того момента значительно подросли. Себестоимость поездок, куда входит и зарплата водителей, кондукторов, и запчасти, и горючее, намного выше. Собираемыми за поездки деньгами затрат уже не покрыть.
Нынешнее повышение тарифа рассматривают как вынужденную меру. Но насколько она действенная? Ведь повышение куда меньше, чем просили перевозчики. И не придётся ли вновь пересматривать тарифы уже в следующем году?
Марина пользуется общественным транспортом ежедневно. Поездки по делам из Кировского района по всему Левобережью; предпочитает автобусы.
«Трачу на проезд около тысячи каждую неделю. С учётом того, что я езжу каждый день и с пересадками. Посчитала: если они вот так увеличиваются, то в среднем это тысяча — тысяча сто. Соответственно, тысяч пять каждый месяц. Где-то так. Большие перерасходы получаются», — поделилась Марина Дергач.
Проезд с 1 декабря на них и на метро подорожает до двадцати двух рублей. Тарифы в электротранспорте повысят до 21 рубля. Пенсионеры за социальный проездной пока платят по-прежнему.
Стоимость проезда не пересматривали три года. В региональном департаменте по тарифам учли, как выросли затраты перевозчиков, изучив отчётность и экономику предприятий. Уверяют, что в новый тариф включили и обновление транспорта.
«У нас есть мероприятия, в частности, по условно амортизационным отчислениям. И целевая функция амортизации — восстановление основных средств. У нас есть мероприятия и по метрополитену, и горэлектротранспорту. Мероприятия на капитальные вложения, на обновление основных средств. Какие-то дополнительные расходы из прибыли, они учитываются», — объяснил руководитель департамента по тарифам Новосибирской области Гарей Асмодьяров.
«Солярка 50 рублей! Когда тариф был 17 рублей, она стоила 17 рублей. Сегодня 22 рубля, а соляра... Ну и сколько, вы думаете, надо? 25 рублей минимум», — посетовал водитель автобуса Валерий Пастухов.
«Колесо стоит 30000! Сколько должен быть тариф? Думаю, не изменится ничего. У нас меняется тариф — тут же повышается топливо. Топливо всё съедает», — пожаловался водитель автобуса Дмитрий Амосов.
Эксперты считают, менять что-то, кроме цен, автобусные предприятия заинтересованы слабо. Прибыль на некоторых маршрутах есть, и исчисляется миллионами, иногда нигде не учтёнными из-за наличного расчёта. Общественный транспорт, по мнению Алексея Мазура, не должен быть бизнесом. В большей части мира это городская инфраструктура, как дороги и парки. В нашем случае решение — переход на перевозки по муниципальному заказу.
«Сейчас перевозчик получает маршрут в собственность. Как хочу, так и езжу. Единственное — тариф ему как-то устанавливают. В случае муниципального заказа деньги с пассажиров собирает муниципалитет. Не перевозчики. Перевозчику платят, чтобы его подвижной состав ходил по расписанию по указанному маршруту», — рассказал председатель комиссии по транспорту Общественного совета по градостроительству мэрии Новосибирска Алексей Мазур.
Тогда заказчик — муниципалитет — сможет требовать, чтобы транспорт ходил поздним вечером, даже при минимальном пассажиропотоке. Долгие ожидания на остановке, пока салон заполнится, будут бессмысленны. К переходу на муниципальный заказ Новосибирск уже готовится. Пересматривают и меняют маршруты, хоть и в тестовом режиме — но ввели сетевой тариф. Он работает в троллейбусах и трамваях. Вторая поездка в течение часа по специальной карте «ЕТК онлайн» бесплатна. Пользователей в полуторамиллионном городе пока немного, но те, кто приобрёл новую карту, преимущество оценили.
«Часто доезжаю 14-ым троллейбусом до 13-го троллейбуса, и уже 13-м троллейбусом еду в центр. И реально вторая поездка бесплатно. Хотелось бы и на коммерческие автобусы подобную схему. Я живу на 4,5,6 микрорайоне. Туда не ходит муниципальный транспорт. Соответственно, некуда пересесть с этой картой. Приходится идти до учительской пешком и там садиться на троллейбус», — объяснил председатель общественной организации Алексей Куницин.
Сетевой тариф обещают развивать. Это пока самый действенный способ привлечения пассажиров на общественный транспорт. В перспективе пересадки должны стать нормой. Так быстрее и экономнее. Кроме изменения тарифов, в декабре подведут итоги эксперимента по внедрению сетевого тарифа. А к пересмотру стоимости проезда в профильном департаменте области обещают вернуться не раньше, чем через год.
#Тарифы #Транспорт #Общество #Потребительский рынок #Амбиции #Цены