Городская волна
Настрой город для себя

Милый город

Город Локтя

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Городской треш

Сбросить
Новосибирские
новости
Настрой город для себя

Милый город

Город Локтя

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Городской треш

Сбросить
Городская волна
Все материалы
Подписывайтесь:

Утекай: как устроена ливневая канализация в Новосибирске

Навигация

Самый сложный объект на схеме ливневой канализации в Новосибирске — это площадь Труда. Летом после сильных дождей там образуется полноценный водоём, в котором тонут автомобили и автобусы. Разрубить этот «гордиев узел» планируют уже этой зимой. Коллектор длиной три километра и шириной 2,5 метра, забитый илом и мусором на 90%, будут чистить вручную — лопатами и ломами. Какие ещё есть болевые точки на карте ливнёвок в Новосибирске, кто их обслуживает и сколько нужно денег, чтобы охватить весь город, выяснили «Новосибирские новости».

Лариса Сокольникова
Лариса Сокольникова
08:15, 26 ноября 2018

Осенняя консервация

То, что городу нужна эффективно работающая система приёма ливневых стоков, было понятно давно, поскольку после каждого сильного дождя часть улиц вместе с транспортом уходит под воду. Однако схему развития централизованной ливневой системы водоотведения города, рассчитанную на 10 лет вперёд, начали разрабатывать в мэрии только в 2017 году.

В июне 2018 года мэр Новосибирска Анатолий Локоть сообщил, что в городе будет создана единая система ливневой канализации. По словам мэра, сейчас в городе есть около 100 выпусков в бассейны рек, а очистными сооружениями охвачены только семь из них. Кроме того, специалисты МУП «УЗСПТС» насчитали ещё 42 км бесхозных сетей и 50 км сетей, закреплённых за предприятиями. Все они в будущем перейдут городу для обслуживания в единой системе. До 2028 года планируют построить ещё 150 км новых ливнёвок.

Как рассказал начальник службы эксплуатации инженерных сооружений МУП «УЗСПТС» Андрей Мальцев, всего в Новосибирске на дорогах есть 4500 дождеприёмников. По состоянию на 1 ноября 2018 года 4000 из них были законсервированы, оставшиеся 500 закрыли до 10 ноября.

NET_7665(1).jpg
Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

Андрей Мальцев рассказал, что осенью дождевые колодцы консервируют, чтобы не допустить попадание в них снега, льда и пескосоляной смеси. Перед консервацией дождеприёмники очищают, промывают перепуск до коллектора, затем под решётки укладывают полотно. В низких местах по рельефу дороги в полотне делают отверстия, занимающие не более 10% от площади решётки, чтобы вода во время оттепели зимой могла спокойно уходить в трубу. Весной ткань уберут.

«Ливневая канализация находится в удовлетворительном рабочем состоянии, проблем с консервацией у нас нет», — пояснил Мальцев. По его словам, в этом году промыли около 10 км ливнёвки и отремонтировали 500 смотровых и дождеприёмных колодцев.

Роботы, илососы, ломы и лопаты

По словам Андрея Мальцева, для прочистки ливнёвки используют специальную технику — каналопромывочные комплексы. В Новосибирске работают восемь таких спецмашин. Но и ручной режим никто не отменял. Лом, лопата, тележка — верные друзья рабочих.

Как рассказал руководитель предприятия «Русич» Александр Гребенник, трубопроводы, дождеприёмники и колодцы очищают с помощью гидродинамических, илососных и вакуумных технологий.

«В комплексе мы можем полностью восстановить пропускную способность коллектора, в каком бы состоянии не находилась труба», — подчеркнул он. По его словам, в трубах кроме ила и песка находят камни, кирпичи и всевозможный мусор. Спецтехника может спокойно устранять все виды загрязнений.

Диагностировать состояние труб помогает специальный робот на колёсах с камерой (теледиагностический комплекс с датчиком GPS). Его купили в 2012 году за 6,5 млн рублей. Он способен передвигаться внутри трубы и транслировать видео.

8C5A7770(1).jpg
Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

Коллектор на площади Труда забит на 90%

Чтобы полноценно содержать ливневую канализацию города, необходимо 90 млн рублей. По словам Андрея Мальцева, бюджет выделяет на содержание ливнёвок 20 миллионов, остальные деньги — это собственные средства предприятия, а также тариф на водоотведение, утверждённый региональным департаментом по тарифам в апреле 2018 года.

МУП «УЗСПТС» занимается ливнёвками только год — с сентября 2017 года. До этого обслуживание входило в обязанности «Гормоста». «За год уже есть хорошие результаты. Те залповые интенсивные дожди, которые были минувшим летом, показали, что проблема не снята, но улучшение уже есть», — считает Андрей Мальцев.

По его словам, самый проблемный объект в городе — это площадь Труда на левом берегу. Там идёт большой коллектор — 2,5 метра в сечении. С момента его строительства [2004 год — прим. «НН»] его никто не чистил, поэтому его заиленность превышает 90%. Длина коллектора — около 3 км. Он расположен на глубине около 5 метров.

Ранней весной 2017 года подрядчик промывал коллекторы на улицах Станционной, Новосибирской, Пархоменко, Пермской, которые примыкают к пл. Труда и Энергетиков.

«Этой зимой мы планируем выйти на очистку и промывку этого коллектора. Технология очистки самая простая — ручной труд, лопата, тележка. Народ спускается туда, мы обеспечиваем им охрану труда, освещение, температуру. Они начинают всё это оттуда вывозить. Поднимаем на поверхность грузоподъёмными механизмами», — объяснил Андрей Мальцев.

Общая протяжённость ливнёвок в Новосибирске — 750 км

Отметим, что большая часть территории города Новосибирска оснащена сетью ливневой канализации. Для отвода поверхностных сточных вод предназначены коллекторы ливневой канализации со сбросом в Новосибирское водохранилище, реки Обь, Ельцовка-1, Ельцовка-2, Каменку, Плющиху, Иню, Тулу, Нижнюю Ельцовку, Барышиху, ручей Камышенский.

Общая протяжённость коллекторов ливневой канализации превышает 750 км, в том числе: промливневая канализация — 122 км; ливневая канализация — 596 км; главные водосточные коллекторы — 15 км; дренажная канализация — 22 км; водопропускные трубы — 5,5 км.

В муниципальной собственности города Новосибирска находится 280 км ливневых сетей, 3,2 км водопропускных труб под автомагистралями, 58 выпусков ливневых сетей, семь очистных сооружений.

Очистные сооружения, расположенные на правом берегу возле транспортной развязки Бугринского моста, сбрасывают дождевые потоки в Обь и Плющиху. На левом берегу очистные сооружения, расположенные также в районе транспортной развязки Бугринского моста, сбрасывают потоки, идущие с ул. Ватутина, в реку Тулу.

IMG_7757(1).jpg
Фото: Михаил Периков, nsknews.info

Специалисты отмечают, что сбросы ливневых стоков через централизованные ливневые системы водоотведения в окружающую среду оказывают негативное воздействие на Обское водохранилище и реки, а также прилегающие к ним экосистемы, в том числе на почву и растительность.

Не охвачены централизованными ливневыми системами район Пашино, Советский район (территория микрорайона ОбьГЭС), Первомайский район (улицы Одоевского, Твардовского, Марата, Красный Факел), жилая застройка вдоль улиц Лесосечной, Экваторной, Кировский район (ул. Клубная), а также проектируемые прибрежные жилые кварталы реки Оби (жилые районы Затон и Лесоперевалка).

Согласно схеме развития ливневой канализации в Новосибирске, опубликованной в документах на официальном сайте города, на строительство полноценной сети ливнёвок в Новосибирске потребуется около 10 млрд рублей.

Не упускайте важное — подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Что происходит

Новый павильон готовят к открытию в зоопарке на Затулинке

Одну из старейших школ Новосибирска впервые капитально ремонтируют

Застройщики предлагают льготы на покупку жилья участникам спецоперации

Волонтёры с ментальными расстройствами читают книги одиноким старикам

29 миллиардов потратят на наказы избирателей в Новосибирской области

Для улучшения трафика на Октябрьском мосту изменили работу светофоров

Проект «Свой — чужой — равный» объединил школьников с МЖК

Запись первоклашек в школы Новосибирска стартует 1 апреля

Нейросеть для сортировки мусора создают программисты из НГТУ

Борющийся с ямами рециклер экономит средства на ремонт дорог

Из-за зимних скачков температур дефектов на дорогах стало больше в разы

Показать ещё