В Новосибирске полным ходом идут работы по благоустройству дворовых территорий. Благодаря участию города в федеральной программе в 2017 году, на эти цели потратят в четыре раза больше средств, чем ранее, отремонтируют почти 300 дворов. Как жители могут проконтролировать ход и качество ремонтных работ? И как сделать так, чтобы благоустроили именно ваш двор? Об этом поговорили в прямом эфире ток-шоу «Вечерний разговор с Артёмом Роговским» на радио «Городская волна» (101.4 FM). В гостях советник мэра Новосибирска, эксперт в сфере ЖКХ Сергей Клестов.
Артём Роговский: Сергей Александрович, согласны ли вы, что по части ремонту дворов в этом году в Новосибирске происходит настоящий прорыв?
Сергей Клестов: да, если сравнивать с последним годом, с позапрошлым годом, если в объёме финансирования было 100 млн рублей, в этом 450 млн рублей — в 4,5 раза. В такой же пропорции растёт количество дворов — пока 296, если точно говорить. С десяток, я думаю, сверх того ещё будет благоустроено. Благоустройство — не только асфальт, не только парковочные карманы, но и ещё спортивные площадки. В основном жители хотят именно их, потому что детских уже достаточно много установлено. Спросом пользуются уличные спортивные тренажёры — они позволяют развивать буквально все мышцы, очень надёжные и эстетично выглядят, простые и дешёвые.
Артём Роговский: Давайте послушаем один из звонков, который пришёл на наш автоответчик 30-40-600.
Артём Роговский: интересный вопрос. Иногда их правда негде ставить во дворе, но есть замечательный сквер имени Калинина. Я сам там гуляю часто с семьёй. У нас звонок в прямой эфир. Здравствуйте, представьтесь, пожалуйста, и какой у вас будет вопрос моему гостю?
Сергей Клестов: Наталья Ивановна, я знаю этот двор, он большой и длинный. У него длинная придомовая территория. Там есть детская площадка, засыпанная отсевом, но это старое покрытие, с древних времён оно применялось, сейчас современные требования требуют безопасного покрытия. Я хочу сказать, что в соседних дворах — Вокзальная магистраль, 11 и Вокзальная магистраль, 3 — в этом году проводится ремонт придомовых территорий, ваша очередь комплексного ремонта тоже подойдёт. Два способа есть: первый — наказ избирателей. У нас добрая половина дворов модернизируется, ремонтируется, благоустраивается по наказам избирателей. Вторая половина — в этом году мы попали в федеральную программу благоустройства и озеленения придомовых территорий.
Артём Роговский: В чём большая заслуга мэра города.
Сергей Клестов: Да, 200 млн его усилиями получены из федерального бюджета. 150 млн городских денег, и 100 млн областных — всего 450 млн на эту программу. Второй способ — это наказы и комфортная среда. Нужно в вашу администрацию подать заявку на благоустройство территории в рамках федеральной программы до первого сентября.
Сергей Клестов: Не знаю, Александр, какие вы тренажёры видели. Там, когда из труб диаметром миллиметров 60 он собран, никаких пружин нет, там одни шарниры, которые закрыты. При всём желании сломать их невозможно, может быть, они другой конструкции. Куда обращаться? Обратитесь в свою администрацию. Обратитесь к своему депутату, чтобы он этим вопросом. По ремонту... когда благоустраивается придомовая территория — это коллективная собственность жильцов. И всегда детская площадка, тренажёры передаются на баланс дома, и управляющая компания этим занимается. И ремонтировать к вам со стороны никто уже не придёт, это ваша собственность, и вы занимаетесь ремонтом с помощью своей управляющей компании.
Артём Роговский: Спасибо, Галина Викторовна. Сегодня расскажу о вашей проблеме главе Ленинского района Олегу Петровичу Клемешову.
Сергей Клестов: Я сначала думал, что это свозят туда, что собирается с районов города: гаражи, киоски, незаконно установленные. Я так понял Галину Викторовну, что установленные киоски там работают. Нужно в администрацию обратиться, проверить законность установки. Сейчас Анатолий Евгеньевич объявил войну несанкционированной торговле: во-первых, не эстетично, место занимает, а потом, что там продают, и какая санитария начинается, и чем там торгуют? И пестициды, и нитраты. Надо посмотреть эту ситуацию, и транслировать эту проблему в управление потребительского рынка мэрии Новосибирска.
Артём Роговский: Но война, вы правильно сказали, идёт по полной программе. Другое дело, что такие торговцы плодятся как грибы.
Артём Роговский: Елена, а подскажите, кто депутат у вас на округе?
Звонок: Даже не подскажу...
Артём Роговский: Ага, с этим уже сложнее. Поэтому мой совет на будущее: не игнорируйте выборы, оставляйте свои наказы депутатам, и всё обязательно будет сделано.
Сергей Клестов: Я хочу сказать, что это достаточно типовой пример, особенно в точечной застройке или в отдалённых территориях: когда выходишь из подъезда и сразу на дорогу попадаешь. Это опасность для проживания, в том числе комплексный вопрос. Поэтому пусть депутат занимается этим вопросом.
Сергей Клестов: Я могу только сказать, что порождена большая проблема этими жилмассивами. С одной стороны строят жилмассивы, отдалённо, на окраинах города или здесь практически в центре города, но с другой стороны инфраструктура не обеспечивается: ни дорогами, ни поликлиниками, ни школами, ни детскими садами. Застройщик застраивает, а муниципалитет потом вынужден по обязанности своей обеспечивать эту инфраструктуру — это хорошо, когда ещё позволяет, а когда дорога не позволяет? И вот сейчас эта бомба замедленного действия даёт о себе знать.
Артём Роговский: Ну что вот делать, они могут запретить теоретически проезд по этой улице?
Сергей Клестов: Я не могу прокомментировать. Я эксперт в сфере ЖКХ. А транспорт — это уже особая отрасль, достаточно сложная, особенно в проблемной территории.
Артём Роговский: Давайте ответим на вопрос, который поступил на наш автоответчик. Говорят, что нет места во дворе на Авиастроителей под детскую площадку, и спрашивают, можно ли дополнительно в сквере организовать, используя два способа, которые мы уже выше обсуждали — через депутатов или по федеральной программе?
Сергей Клестов: Нет места во дворе: типовая ситуация. У нас дворы разные: у некоторых довольно приличный двор, у некоторых просто физически нет территории. Все, наверное, знают термин «точечная застройка», и у нас это процветало в городе, сейчас это всё в корне прекращено, и если где-то строится, то это по ранее выданному разрешению. Выданное разрешение неоспоримо. Суд на сторону застройщика встаёт.
Есть вопиющий случай — в Железнодорожном районе построили новый дом в несколько десятков этажей на пересечении улиц 1905 года и Ленина. Детская площадка вообще на крыше находится!
Хорошо, что рядом с улицей Авиастроителей сквер Калинина есть. Поэтому обращайтесь к вашему депутату Евгению Лебедеву или в администрацию.
Сергей Клестов: Ну, там, наверное, не только из-за паспортного стола. То, что народ собирается — это понятно. Я так понял, раз машины проезжают, там такой транзитный проезд. Я просто не знаю структуру этой территории, и насколько возможно запретить там проезд. Если есть предложения, сформулируйте их и обратитесь в районную администрацию и депутату. На месте всегда проблема лучше видна, но вы попробуйте предложение сформулировать?
Артём Роговский: Давайте почитаем вопросы о личном, которые пришли. Сергей Семёнов нам пишет: «Какие успехи были вами достигнуты на посту руководителя департамента ЖКХ и почему вы оттуда ушли?».
Сергей Клестов: В 2014, 2015 и 2016 годах выполнили полностью программу замену лифтов по городу.
Артём Роговский: Там какое-то умопомрачительное количество лифтов поменяли.
Сергей Клестов: В 2015 году — 665, в 2016 — 556.
Артём Роговский: Для жильцов бесплатно это было?
Сергей Клестов: Жильцы 30% платили, 20% — областной бюджет и 50% — бюджет города.
Артём Роговский: От серьёзной суммы, миллион, если не ошибаюсь?
Сергей Клестов: Миллион 300 тысяч. К сожалению, другого пути не было, потому что требования такие — 25 лет, и лифт должен быть заменён.
Второе: По наказам избирателей занимались благоустройством дворов. Сегодня цифры большие, но и раньше были немаленькие. Также благоустраивали дворы, асфальт меняли.
Но самое большое, что мы делали, — это три зимы при моём руководстве мы безаварийно прошли: у всех было тепло, никто не жаловался, все с электроэнергией, с горячей водой, канализацией.
Артём Роговский: То есть, городское хозяйство функционировало?
Сергей Клестов: Функционировало. Это потребовало очень больших усилий, у нас достаточно ветхие сети. Очень много источников теплоснабжения — помимо больших ТЭЦ, у нас 86 локальных источников. Все они требуют надзора, все они требуют проверки и испытаний. У нас 3600 километров теплотрасс только, и все эти гидравлические летние испытания, соответственно, там порядка 1000 порывов было. Потом все они последующего ремонта требуют, плюс плановый ремонт, и мы в 2015 установили рекорд: 121 км тепловых сетей отремонтировали.
И, конечно же, это капитальный ремонт домов. Если в прежние годы, в 2012, 2013, 15-17-35 домов ремонтировали по всему городу, причём, ремонтировались отдельные элементы, то потом счёт пошел на сотни: вот в 2015 году 286 домов отремонтировано, в 2016 — 410, в этом году 521 у нас в программе.
Артём Роговский: И всё это запустили вы?
Сергей Клестов: Вначале это очень сложно было. Законодательство не отработано совершенно. Подрядчикам же не свистнешь, и они прибегут. Это же нужно отобрать, они все торги прошли, а там законодательство такое, что любой заявляется, и потом мы танцуем вокруг него. Со многими мы расторгали договоры, а это потеря времени, это заново торги устраивать, а торги — это проектно-сметная документация.
Артём Роговский: Евгений, можете скинуть ваши контакты в сообщения на наш номер +7-913-787-60-05. И мы позанимаемся вашей проблемой.
Сергей Клестов: Я хочу отметить, что главы администраций не обладают финансовыми ресурсами, другое дело — они могут обратиться куда надо, и дело с места сдвинется.
Всё зависит от инициативы жителей. Ведь даже программа благоустройства и озеленения по инициативе жителей возникла. Мэр Новосибирска увидел эту инициативу, увидел, что важно для горожан, отсюда эта программа и родилась — а это и благоустройство дворов, и зелёные территории, тут и набережная, и спортивные объекты, и ремонт наших скверов, парков. И до площадки дело дойдёт! Тот же самый путь: администрация и депутат.
Артём Роговский: Мы говорили о результатах вашей работы на посту руководителя департамента ЖКХ. Вторая часть вопроса была такой: почему ушли?
Сергей Клестов: Вы знаете, я всё время еще «воевал» с СибЭКО, в частности. Неоднократно по тарифам были предложения, я говорил, что пока я здесь работаю, никаких повышений не будет, хоть от нас это не зависит. Но я аргументировал это тем, что на тепло тарифы превышали (по статистике за последние 15 лет) инфляцию. Я говорил: «У вас уже „жира накоплено“, и то, что вы говорите, что тарифы федеральная комиссия поднимает меньше, чем инфляция, так это было только в последний год, а так у вас 700 млн рублей в прибыли ежегодно, независимо от результатов. Сети изношены, да, но вы собственники этих сетей. Мы — собственники своих сетей, и мы вкладываем средства в ремонт своих сетей, поэтому и выкладывайтесь в ремонт своих сетей, это же ваш бизнес».
Артём Роговский: Сейчас наши радиослушатели подумают, что вы ушли из-за войны с СибЭКО.
Сергей Клестов: Я проработал там 2,5 года. До меня за пять лет четыре предшественника сменилось. И скажу откровенно: как на каторге. Я пошёл работать советником мэра, чтобы сверху за всем наблюдать.
Артём Роговский: Ещё один вопрос — когда будет отремонтирована дорога возле детского сада «Золотой петушок» на улице Урицкого, 35а? Сергей Александрович, я так понимаю, вы там живёте недалеко, и уже не первый раз про «Золотой петушок» задают вопрос. Я, наверное, этот вопрос адресую начальнику департамента транспорта Дронову. Но вы тоже себе пометьте.
Сергей Клестов: Да, я пометил. Там хороший депутат Сергей Сухоруков, я его лично знаю, он очень внимательно относится, я ему передам это замечание. Было там еще одно замечание про грохочущие люки, особенно в ночное время, днём, может, и не обратишь внимание, но ночью слышно. Ремонт дороги. Посмотрим, инициируем.
Еще хочу добавить, что со стороны всегда наблюдать проще, но, когда окунаешься в реальную тему, а реальная тема — это всегда финансы, и наш мэр Анатолий Локоть в первую очередь столкнулся с такой проблемой. Ведь бюджет у нас небольшой — всего 38 миллиардов рублей, он расписан, и как-либо маневрировать совсем не остаётся ресурсов. И жители прекрасно помнят про изъятие 10% налога на доходы физических лиц, а это 3,5 млрд рублей в год, в область. А что такое 3,5 млрд? 450 млн рублей — программа благоустройства.
А за 3,5 млрд можно было бы все оставшиеся дворы Новосибирска привести в порядок. Областной бюджет у нас профицитом выполняется.
Артём Роговский: А кто-то крохи считает.
Сергей Клестов: Да, и проблема порождена этим. Тем не менее, мы живём, в программы попадаем, развиваемся. У нас динамику положительную отметили в благоустройстве. Программу по детским садам выполнили.
Артём Роговский: Я всегда говорю: 26 садов построили, сейчас ещё два сдадим.
Сергей Клестов: Пять школ в этом году, две пристройки и три школы полностью.
Артём Роговский: Набережную 20 лет не делали. Делаем? Сад Дзержинского 30 лет не делали, Центральный парк — не могли покрасить фасад 14 лет!
Сергей Клестов: Миллиард рублей на ремонт дорог. Там не просто асфальт ремонтируется. Это пешеходные дорожки, остановочные павильоны, тротуары, карманы для остановки общественного транспорта, островки безопасности, ограждения, новые светофорные системы — комплексное направление на безопасные и качественные дороги. Благодаря усилиям мэра Анатолия Локтя мы добились получения федеральных денег. Уже приезжали комиссии, проверяли, и я уверен, что мы всё выполним качественно. И это является основанием для попадания в программу следующего года с соответственной финансовой помощью.
Артём Роговский: Напоминаю, что мы обсуждаем сегодня благоустройство дворов. У нас почти 300 дворов в 2017 году будет отремонтировано, в 4,5 раза больше средств на эти цели потрачено будет городом и бюджетами различного уровня.
Артём Роговский: Замечательный вопрос. Когда автовокзал — крупнейший городской объект — строится долевым способом... Не жилой дом, а автовокзал. Ну, я считаю, здесь на Книгу рекордов Гиннеса авторы идеи, наверное, наработали.
Сергей Клестов: Проблема тоже «с бородой». Нахождение самого автовокзала — он исторически там был. Но нужно было своевременно эту проблему решать, и переносить его в какое-то другое место. Решили, значит, на этом месте развивать автовокзал. Дальше как осуществлялось это развитие? Там, могу ошибаться, несколько десятков собственников, которые между собой, что называется, грызутся. Это проблема в наследство досталась. Например, этот виадук, на который 2 млрд потрачено, но проблема не решена, а сейчас он мешает строительству в этом же месте четвёртого моста. Не будет выхода на Красный проспект.
Артём Роговский: Ну, когда строилось это странное сооружение, нам говорилось, что с ним будет соединяться четвёртый мост.
Сергей Клестов: Да, эта проблема, она комплексная: там и автовокзал не на месте, и вот эти все дорожные развязки и проблемы. И проблема, которая, наверное, ещё больше усугубит ситуацию, — это четвёртый мост, ещё не говоря о той экономической модели, по которой его собираются строить: платный, доходность, гарантированная концессионеру, совершенно для общества неприемлема.
Если мы начали с этого автовокзала — есть уже проекты пересадочных станций, которые на Гусинобродском шоссе предлагаются. Не надо усугублять транспортную проблему города.
Артём Роговский: Это ещё один пример наследства. Ну, кстати, вот по таким моментам мне нравится, что городские власти не уклоняются от разговора. По той же гостинице «Турист» и по площади Маркса Анатолий Евгеньевич Локоть сам вопросы поднимает.
Сергей Клестов: Конечно, решать эти проблемы надо.
Артём Роговский: Мы сегодня обсуждали по большей части благоустройство дворов. А что касается капремонта домов?
Сергей Клестов: 521 дом. 202 дома сдали, 200 на подходе, они в стадии 70-80%. У нас в летнем сезоне нужно только систему отопления выполнять, остальные работы ведутся круглый год, за исключением мягкой кровли.
Артём Роговский: Да, я даже смотрю по улице Авиастроителей, несколько домов ремонтируются, и совсем другой облик, дома-то 1938 года постройки на Авиастроителей, и сейчас они преображаются!
Сергей Клестов: Самое главное, хороший фундамент, чтобы не подмывался, не разрушался, стены достаточно хорошо раньше строили — они не разрушаются. Если фундамент крепкий, остальное всё меняется. И дом преображается.
Артём Роговский: Сергей Александрович, в роли советника мэра, как часто вы контактируете с Анатолием Локтем и на какие темы?
Сергей Клестов: В основном, это вопросы капитального ремонта, вопросы благоустройства придомовых территорий, то есть, всё, о чём мы сегодня говорили, о тех проблемах, о финансах, которые на это тратятся, о качестве. Мэр очень большое внимание уделяет качество работ по капитальному ремонту, я тут регулярно объезды езжу, встречаюсь с подрядчиками, жителями. Я бы не сказал, претензий от жителей не так много. Иногда выдвигают предложения, например, подъезд отремонтировать. Но подъезды не ремонтируются за счет капитального ремонта.
Артём Роговский: И последний звонок на сегодня. Здравствуйте, вы в прямом эфире, какой у вас будет вопрос?
Артём Роговский: Спасибо, Виктор. Я считаю, что проблема с местами в детских садах от трёх до семи лет в городе решена, если такие случаи вам известны, то напишите об этом на наш номер +7-913-787-60-05, сбрасывайте контакты на этот номер, завтра связываемся, и начинаем решать вопрос. Но бывают и интересные случаи, когда люди вообще не встают в очередь в детские сады, а потом сетуют, что им не дают место в детский сад. Бывает разное. Ваш вопрос решим, как решим и другие вопросы, если вдруг у кого детям от трёх до семи, а детского сада нет.
#Капитальный ремонт #ЖКХ #Мэр #Городская волна #Вечерний разговор