Городская волна
Настрой город для себя

Милый город

Город Локтя

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Городской треш

Сбросить
Новосибирские
новости
Настрой город для себя

Милый город

Город Локтя

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Городской треш

Сбросить
Городская волна
Все материалы
Подписывайтесь:

Вечерний разговор: кому нужен четвёртый мост в Новосибирске

Нужен ли Новосибирску платный мост в створе улицы Ипподромская на правом берегу и площадью Труда на левом? Обсуждение этого и многого другого прошло с членом Общественной палаты Новосибирской области, руководителем аналитического отдела портала Тайга.инфо Алексеем Мазуром в прямом эфире ток-шоу «Вечерний разговор с Артёмом Роговским» на радио «Городская волна» (101.4 FM) 1 июня.

Городская волна
Городская волна
12:45, 05 июня 2017

Артём Роговский: Добрый вечер всем. Новосибирску на строительство четвёртого моста или, как его по-другому называют, Центрального моста будет выделено 26 миллиардов рублей из федерального бюджета. Такой пресс-релиз вчера (31.05) распространила пресс-служба правительства Новосибирской области.

Цитирую: «По итогам заседания транспортной комиссии, проект четвёртого моста в Новосибирске был одобрен членами комиссии и получит поддержку из федерального центра в размере 26 миллиардов 273 миллионов рублей, что составляет не менее 70% от общей стоимости проекта, а также для реализации первого в дорожно-строительной отрасли региона ГЧП проекта предусмотрены средства инвестора и областного бюджета. Точная сумма станет известна, по результатам проведения второго этапа конкурса на реализацию концессионного соглашения, не ранее сентября 2017 года. Предполагается, что реализация проекта также начнётся уже в 2017 году».

Итак, дорогие друзья, четвёртый мост в Новосибирске, платный мост в Новосибирске, ещё не состоявшийся, конечно, проект, но тем не менее. Это тема сегодняшней программы «Вечерний разговор». 30-40-600 — телефон прямого эфира. 8-913-787-60-05 — WhatsApp, Viber, Telegram. Пишите свои соображения, поедете ли вы по мосту, если он всё-таки будет в Новосибирске построен?

14.jpg
Проект Центрального моста в Новосибирске.Фото: пресс-служба Новосибирской области

А сейчас я вам другую информацию произнесу по поводу этого моста. Решение о выделении Новосибирской области 26 миллиардов на строительство четвёртого моста через Обь в областном центре пока не принято. Об этом сообщили сначала федеральные чиновники, а потом подтвердил заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Евгений Раков. Поторопилась пресс-служба областного правительства.

Вот сейчас я цитирую пресс-секретаря вице-премьера России Аркадия Дворковича Алию Самигуллину: «Правительство Новосибирской области совершило фальстарт. Представленные проекты одобрены, в целом, и никаких других решений комиссией по ним не принималось. Информация о том, что решением комиссии выделено 26 миллиардов рублей — это не так. Эта информация не будет отражена в готовом решении по итогам заседания правительственной комиссии по транспорту».

Так или иначе, сегодня мы посвятим свой эфир именно этой теме, и начнём его с разговора с депутатом Законодательного Собрания Новосибирской области Андреем Жирновым, который у нас сейчас на прямой связи по телефону.

6.JPG
Артём Роговский. Фото: Павел Комаров, nsknews.info

Андрей Геннадьевич, добрый вечер. Пока мы так толком и не поняли, будет ли выделено 26 миллиардов рублей, но программу заявляли, исходя из информации о том, что будет выделено. Вы рады, что в Новосибирске, как многим кажется, появится четвёртый мост через Обь, и придут 26 миллиардов федеральных инвестиций?

Андрей Жирнов: Добрый вечер, Артём. Конечно, появление ещё одного моста в городе Новосибирске, это, наверное, была бы большая радость. Только, я думаю, что до сих пор никто не может сказать, появятся эти деньги или нет. И то, что аппарат вице-премьера Дворковича опровергает официальное сообщение пресс-службы областной администрации, это о многом говорит.

Вообще, мне, знаете, что в этой истории вспомнилось? Напомню события десятилетней давности, когда был такой депутат Государственной Думы Бобырев. Это сейчас человек, с которым связывают мусорную концессию. Так вот, он, не знаю, какого крепкого кофе или какого-то чая покурил, сообщил о том, что видел указ президента о переназначении Виктора Александровича Толоконского. И все бросились Виктора Александровича поздравлять. Он полторы недели прятался, потому что никакого указа не было.

IMG_3560.JPG
Андрей Жирнов. Фото из архива «НН», nsknews.info

И вот здесь тоже непонятно, какое же было решение. Но то, что денег пока нет — это аппарат Дворковича подтвердил. Вообще, вот эта история с концессией по четвёртому мосту напоминает театр абсурда. Вот помните, когда вдруг доходы концессионера уменьшились в два раза? Как так получилось, почему так получается — никто ответить не может. А мне кажется, что это может кто-то себе готовил. Сознательно завысил для того, чтобы обогатиться за счёт всех жителей Новосибирской области и города Новосибирска. На 40 миллиардов больше, чем годовой бюджет Новосибирска. Как так можно считать? Что там за такие специалисты, которые 40 миллиардов туда, 40 миллиардов сюда. Потом не могут понять, какое решение принимают в Правительстве Российской Федерации. Ещё хотят, чтобы им дали 26 миллиардов федерального гранта. Но, если вы в цифрах не разбираетесь, какие вам деньги вообще можно давать?!

Артём Роговский: Не только в цифрах. Я так понимаю, ещё и в восприятии официальной информации. То есть, даны или нет, ещё не разобрались, а уже протрубили на весь город.

Андрей Жирнов: Я думаю, что в любом случае в Законодательном Собрании придётся разбираться вновь в этой ситуации. Мы поднимали эту тему на комиссии по противодействию коррупции. Я считаю, что нужно подключать правоохранительные органы компетентные, чтобы они ответили на вопрос: «А кто ошибся на 40 миллиардов?»

24.jpg
Фото из архива «НН», nsknews.info

Артём Роговский: С вашей активностью, Андрей Геннадьевич, федеральные деньги до Новосибирска не доедут. Коррупция, комиссии.

Андрей Жирнов: А лучше, чтобы после того, как они пришли в город Новосибирск, и уголовные дела? Вот поэтому лучше заранее разобраться во всём, что происходит. Не нужно позорить Новосибирскую область.

Артём Роговский: Одним словом, вы против нынешней схемы по четвёртому мосту?

Андрей Жирнов: Я думаю, что нужно разбираться и разбираться с этой схемой. Она вызывает много вопросов, а ответов от Новосибирской области, к сожалению, не получаем внятных и адекватных.

7.JPG
Алексей Мазур. Фото: Павел Комаров, nsknews.info

Артём Роговский: Спасибо большое, Андрей Геннадьевич. У нас на связи был депутат Законодательного Собрания Новосибирской области Андрей Жирнов, который рассуждал о необходимости четвёртого моста. Точнее, о целесообразности той схемы, по которой предлагается строить четвёртый мост.

Дорогие автомобилисты, те, кто сейчас стоит в 7-бальных пробках. Поедете ли вы по четвёртому мосту, проезд по которому предполагается платным?

Год назад я уже задавал такой вопрос автомобилистам, и все высказались против. Тогда у меня в гостях был депутат городского Совета Игорь Салов. Итак, поедете или нет за деньги по четвёртому мосту? Который, не исключено, будет построен в Новосибирске.

Я, наконец, представляю человека, который сегодня со мной разделит эту студию. Руководитель аналитического отдела с сайта Тайга.инфо, пока ещё член Общественной палаты Новосибирской области Алексей Витальевич Мазур. Алексей Витальевич известен своими публикациями на тему транспорта.

Звонок: Не поеду принципиально, потому что платно. Это ведь наша Родина. Деды воевали. Рыбалка платная, охотугодья сейчас частные, все платные. Пляжи платные, скоро воздух платным будет. И проход по улице платный. Вот мне больше сказать нечего просто.

Артём Роговский: Спасибо большое вам за такую реплику, за такое динамичное начало нашей программы.

Так вот, я начинал, что Алексей Витальевич Мазур — мой сегодняшний гость. Очень часто свои материалы на сайте Тайга. инфо посвящает проблемам транспорта и строительства у нас таких грандиозных объектов, каким безусловно является четвёртый мост.

Алексей Витальевич, по-моему, даже в ваших материалах не было информации о том, почему именно в этом месте нужно было строить четвёртый мост?

Алексей Мазур: Это надо спрашивать не у меня, конечно, а у тех, кто придумал его там строить. Место, действительно, очень странное — между двумя мостами. То есть четвёртый будет соединять начало одного моста и конец другого. Я не знаю, существует ли такая практика в других городах.

18.JPG
Проект Центрального моста в Новосибирске. Фото из архива «НН», nsknews.info

В генеральном плане у нас предусмотрено семь мостов. Общая идея в том, что трафик надо выводить из центра. То есть нужно строить мост где-нибудь сбоку. Либо ниже по течению, либо выше, чтобы те, кто желает объехать центр, смогли бы это сделать. Нет, у нас уже третий мост строят именно в центре, и туда трафик. То есть все автомобилисты, которые едут с одного берега на другой, будут вынуждены толпиться в этих узких бутылочных горлышках. Какая в этом логика, я не понимаю. Я не понимаю, зачем нужно строить четвёртый мост, когда у нас закопаны деньги в Восточном объезде, который заморожен. Федеральный центр сначала дал деньги на Восточный объезд, он не достроен, заброшен, заморожен. Теперь дают деньги на четвёртый мост. Ещё напомню, что недостроен Бугринский мост. Не сделаны подъездные дороги с двух сторон.

Артем Роговский: И он сегодня пустой. 0 баллов.

Алексей Мазур: 14 миллиардов было вложено в Бугринский мост, из них половина была вложена впустую, она не работает. Простая бытовая логика говорит, если у тебя что-то не доделано, сначала доделай, а потом начинай другое. Но, почему-то, вплоть до федерального уровня, у нас работает другая логика. Начали — бросили — начинаем следующее.

Звонок: Я стою в пробке, это в районе Колывани. Почему мы должны делать ещё один мост в центре? Будет автотранспорт скапливаться, как в муравейнике, даже ещё хуже. Я предлагаю четвёртый мост сделать расположением с улицы Дуси Ковальчук и направление в Ленинский район. А тут уже можно разобраться, во всяком случае, надо здесь это всё сделать.

Артём Роговский: Если построить четвёртый мост там, где его хотят, вы им пользоваться не будете?

Звонок: Совершенно правильно.

Артём Роговский: Сейчас на связи у нас депутат Совета Депутатов города Новосибирска Валерий Науменко. Валерий Владимирович, добрый вечер. Вы, как житель левого берега, я думаю, с энтузиазмом восприняли новость о строительстве четвёртого моста. Вы будете с комфортом добираться от Горсовета до дома.

Валерий Науменко: Дело в том, что мост ниоткуда не идёт и идёт в никуда. Потому что упираться в Южную площадь забитую, перегруженного узла на левом берегу... Мне кажется, что он не будет пользоваться популярностью.

Это, на мой взгляд, не транспортная проблема решается, какие-то финансовые проблемы. Какая-то мусорная концессия, по мосту концессия... В Москве сейчас снос пятиэтажек резкий какой-то. Стоит триллионы жуткие рублей. На мой взгляд, люди решают какие-то другие задачи. Не могу комментировать, какие. Скорее всего, какие-то свои финансовые, но не транспортные.

19.jpg
Законодательное Собрание. Слушание по 4-ому мосту. Фото: Михаил Периков, nsknews.info

Он усложнит всю транспортную ситуацию. Постройка будет сопряжена с дикими трудностями, поскольку это сооружение, оно изначально кривое. Кривой мост через реку — это нужно продумать было. Я просто видел рисунки. Кривой мост на огромной высоте будет заходить на правый берег, потому что ему будет препятствовать в этом, так называемая, эстакада. Нам реально нужен транзит с одного берега на другой, всё верно. Но не в этом месте.

Любые изменения в бюджете области падают на бюджет города, однозначно. И, если будет нищать область, конечно же, будет плохо и городу. Это уже начинает сказываться, и ничем хорошим не кончится. Я категорически против данной методики решения проблемы.

Артём Роговский: Спасибо большое, Валерий Владимирович, за мнение, за участие в нашей программе. В присущей ему юмористической и сатирической манере комментировал возможность строительства четвёртого моста в Новосибирске.

16.jpg
Проект Центрального моста в Новосибирске. Фото из архива «НН», nsknews.info

Мы продолжим наш разговор, с членом Общественной палаты Новосибирской области, экспертом в сфере транспорта Алексеем Мазуром. Вот такие оценки, Алексей Витальевич, звучат по поводу четвёртого моста. Я бы обратил внимание, как раз, по генплану 6-7 мостов должно быть до какого-то года? Да, стратегия 2020, стратегия 2030.

Алексей Мазур: Часто приводят в обоснование моста, что у нас по генплану должно быть семь мостов, а пока только 3, и поэтому нужно срочно строить четвёртый. Но я хочу заметить, что у нас генеральный план в части транспорта никакого отношения к реальности не имеет.

У нас до 2030 года должно быть 54 станции метро. Почему никто не говорит, что у нас только 13 станций метро, и давайте срочно строить новые? Почему именно мост? Потому что мост — 26 миллиарда из федерального центра, и поэтому давайте строить мост. Нужен он или не нужен — другой вопрос. А у нас по генеральному плану 150 многоуровневых развязок. Сотни километров магистралей непрерывного движения, пересекающих город во всех направлениях. И всё это к 2030 году.

12.JPG
Алексей Мазур, Артём Роговский. Фото: Павел Комаров, nsknews.info

У нас за год должно тратиться на дорожное строительство по генеральному плану 25 миллиардов. Хорошо, если тратится 2 миллиарда. Поэтому любые ссылки на генеральный план — это ненаучная фантастика. Нужно показать, у нас по генеральному плану положено. Давайте мы туда вбухаем деньги, а то, что эти объекты друг с другом никак не будут связаны, что от одного объекта до другого не добраться, никого не волнует.

Я совершенно компетентно заявляю, что у нас в городе полностью отсутствует транспортная стратегия. У нас втыкаются объекты без какого-либо плана, без понимания, как они будут связаны, без понимания, как будет двигаться транспорт по городу. То есть полный волюнтаризм. И потом выходят люди в пиджаках солидные, специалисты по транспорту. Хотя, поковыряться, у них образования соответствующего нет. Говорят, как это всё нужно городу.

Звонок: Здравствуйте, звать меня Михаил, в Первомайском районе тоже здесь пробочка. Очень нравится, что вы подняли эту тему животрепещущую. Наверное, уже поздно её поднимать, потому что там уже все решено. Шашками машут, уже делят деньги, кто будет строить этот мост. Но, вообще, согласен полностью, что местоположение этого моста... Непонятно, чем они руководствовались. Алексей Мазур говорил, что нет никаких градостроительных планов, ничего. Я думаю, что всё это есть. Есть умный мужик, который это всё разрабатывает и проектирует, просто никто на это не смотрит, когда какие-то развязки проектируют, либо такие грандиозные мосты, как четвёртый мост. Моё глубокое разумение местоположение четвёртого моста — это где Холодильная улица и выезд на вторую Станционную. Там основной грузопоток, самый оптимальный вариант. То, что его сюда воткнули, как зайцу стоп-сигнал, по большому счёту. И ещё, проясните, пожалуйста, что это значит, «концессионное это соглашение»?

Артём Роговский: Вот уже и люди задают вопросы, что за «концессионное соглашение»? Мы смотрим слова заместителя министра транспорта Новосибирской области. Стоимость концессионного соглашения определена в размере 40,6 миллиарда рублей. 26,3 миллиардов — это грант федеральный. 10,4 — вкладывает концессионер, 3,9 — областные.

Алексей Мазур: На самом деле, никто не знает, сколько концессионер вкладывает. Потому что в эти 10,4, почему-то, вложены расходы на содержание моста, которые он будет делать уже после того, как мост построен, получая при этом плату за мост. Как это можно? Вот у вас есть текущие поступления от моста, текущие расходы на него. И эти расходы почему-то вложены, чтобы увеличить сумму, показывать — инвестор у нас не просто как. Потому что, если написать честно, что он вложит 3 или 4 миллиарда, то у всех возникнет вопрос — а зачем? Ради чего делать платный мост? Ради этих копеек? Ведь если три четверти даёт федеральный бюджет, как-то можно напрячься и городом, и областью, закрыть оставшиеся. Потому что надо посмотреть, насколько смета раздута, насколько надо подшерстить. Потому что, в принципе, в 26 миллиарда можно уложиться и построить полностью. У нас Бугринский мост, который в более широком месте Оби, почему-то стоит — 14 миллиарда, а этот, который в более узком месте, почему-то 35 миллиардов.

Звонок: Меня Владислав зовут. Мы, как рабочее население, экономим время на всем. И нам четвёртый мост, знаете как... Есть у нас три моста бесплатных. А четвёртый хотят сделать платным. Мы будем ездить по бесплатным лучше, и экономить время и деньги.
20.jpg
Законодательное Собрание. Слашуние по 4-ому мосту. Фото: Михаил Периков, nsknews.info

Звонок: Меня зовут Владимир, я бы хотел реплику вставить на тему четвёртого моста. Во-первых, я приветствую вас и вашего гостя, я всегда с удовольствием читаю все материалы Алексея Мазура. У меня, скорее, к нему такое пожелание. Вот все эти концессии, всё, что написано Горсоветом, официальными органами, понять невозможно. У меня 1,5 высших технических образования. Я смотрю туда и не понимаю, о чём речь. Этот язык называется «канцелярит». И я уверен, что эти все концессионные соглашения, если бы они были написаны человеческим языком, то реакция у людей была бы другая. Я предлагаю Мазуру поднять тему. Чтобы был подстрочный перевод каждого официального документа. Там совсем по-другому все вот эти 15%. Эту проблему можно в три строчки изложить.

Артём Роговский: Итак, 10, 4 миллиардов, как мы уже сказали, вкладывает концессионер, в результате чего ему был гарантирован первоначальный доход. Почему-то прозвучала страшная цифра 91 миллиард за 25 лет концессии. После того, как возмутились областные депутаты, один из которых Жирнов, сумма эта упала с 91 миллиарда, по-моему, на 40 миллиардов сразу.

Алексей Мазур: Это как с грантом, то ли упала, то ли не упала. Потому что документов никто не видел. Нет документов.

Звонок: Меня зовут Александр. Я хотел высказаться против строительства моста именно в этом месте. Потому что уверен, что никакой экспертизы строительства, никакой стратегии для этого автотранспортной нет. Это просто объект. Мы стоим просто мост. Вернее, объект с названием «мост», который ничего не изменит, а, может даже, ухудшит транспортную ситуацию. Потому что сейчас кольцо автовокзальное, на которое будет выходить мост, оно красное почти в течение дня, если вы посмотрите Яндекс.Пробки. Аналогичная ситуация с Площадью Труда. Мы соединяем две самых перегруженных точки, моё мнение.

Артём Роговский: Алексей Витальевич, вот так. Мост ради моста. Мы, всё-таки, договорим по выгоде концессионера.

Итак, с 91 миллиарда она падает до 51. То ли падает, то ли не падает, как вы правильно заметили. И, всё-таки, непонятно, зачем здесь нужен концессионер, который должен получить прибыль в результате транспортного потока машин по мосту, который рассчитывался в размере от 86 до 112 тысяч автомобилей в сутки.

Алексей Мазур: Я хочу сказать, в этом пункте, что она рассчитывалась, есть подлог или махинация. Потому что рассчитывалась она для бесплатного моста. То есть, сколько поедет машин по бесплатному мосту, если его сделать и сделать бесплатным. И эта цифра примерно 100 тысяч машин в день. Это та цифра, которую мы имеем на бесплатных мостах. На Димитровском, на Коммунальном мосту. А на Бугринском мы имеем меньше.

23.JPG
Бугринский мост. Фото из архива «НН», nsknews.info

После чего берут эту цифру и говорят, 86 тысяч. Давайте мы умножим на 150 рублей и получим цифры, хорошие доходы, можно делать концессию. А нормальных расчётов, сколько людей поедет за деньги, я не видел. Я думаю, что их не существует. Я думаю, что реального исследования, сколько будет платный поток по мосту, его не существует. Нам показывают красивые цифры, откуда эти цифры не известно. Что за ними стоит — неизвестно. Если бы это был реальный концессионер, который ориентируется не на то, что ему бюджет всё закроет. А реально бизнесмен, который решает, то я думаю, ни один не сунулся в этот проект. Потому что цифры совершенно непонятно откуда взяли.

Звонок: Меня Виктор зовут. Вот такими мыслями хотел бы с вами поделиться. Смотрите, по финансам. Предположим, 100 тысяч автомобилей проходит у нас через один мост бесплатный. Таких у нас два моста: Димитровский и Октябрьский. Если предположить, что нагрузка с двух мостов распределится по трём, получается где-то по 70 тысяч машин на каждый мост. Но из этих 70 тысяч, гипотетически, которые пойдут по четвёртому мосту, реально едва ли 10 тысяч наберётся. По нему будут ездить только те, кто в час пик будет спешить в аэропорт. Я вообще в данный момент таксистом работаю и дорожную ситуацию знаю очень хорошо. Направление от Южной площади на площадь Труда только усугубит ситуацию. Ведь самое пробковое место — это Площадь Труда у нас. Там это бутылочное горлышко под путепроводом, когда из шести полос автомобили строятся в три полосы, и плюс добавится ещё нагрузка с этого, если она будет конечно. Там вообще будет коллапс постоянно. И касаемо самого моста. Вам, возможно, покажутся мои мысли несколько неправильными. Но вот смотрите. Я давно живу в Новосибирске, наблюдаю. Построили Бугринский мост, он постоянно полупустой. Прокатило.

Артём Роговский: Кстати, в результате переговоров с Заксобранием упала цена проезда. В начале нам заявляли 150 рублей в один конец для легкового автомобиля. А сейчас 100. При этом не объясняют, доход концессионера с чего будет?

Алексей Мазур: Давайте ещё поторгуемся до 50 рублей. Сказали, что цена выше встать не может. Они в тупике, потому что натянули доход только при 100 тысячах примерно платных проездов. И умножить на 150 рублей, вот у них получилось что-то. 100 тысяч на 150 рублей. Если они теперь скидывают трафик... Естественно, это ведь смешно, когда говоришь, что у тебя по платному будет столько же, сколько по бесплатному. Скидывают стоимость проезда, значит концессия уже никак не клеится. Это значит, областной бюджет точно будет доплачивать из наших налогов комиссионеру за то, что тот вложит 10 миллиардов рублей. Это непонятно в какой срок. В конце строительства или в начале. Или они будут растянуты по всем 25-ти годам.

SMS: Федеральные деньги, это деньги налогоплательщиков. То есть мы ещё должны платить, чтобы проехать?

Артём Роговский: Получается, что да, платить должны. Как всё начиналось. Сначала 16 миллиардов была цена, 21, 32, в 2016 году — 50 миллиардов, но сейчас упала до 40.

Звонок: Александр Наумович меня зовут, житель города Новосибирска, 60 лет. Я хотел бы обратить внимание на то, что у нас есть такие объекты, с которых надо снять движение грузового транспорта в современных условиях. Не хочу называть это вслух. Это первое. Есть бывший ректор СГУПСа, доктор наук, у которого ясное и чёткое мнение по этим вопросам. Один мост, который бы решил и эту проблему. Примерно с Васхнила на Матвеевку если бы вышел, здорово было бы. А второй мост напрашивается, я слышу, мужики предлагают, конечно, ниже по течению Димитровского моста. Это примерно со станционных улиц и через Затон, там построен сейчас новый микрорайон на правом берегу. Примерно мимо него, мимо парка Заельцовского, в сторону Северного объезда. А что касается третьего моста, стыдно должно быть. Это говорит о том, как мы, жители Новосибирска, участвуем в обсуждении строительства.
22.JPG
Общественные слушания по 4-ому мосту. Фото: Михаил Периков, nsknews.info

Звонок: Наш прекрасный город развивается в южном направлении, через 10 лет будет в основном там строиться. Поэтому необходимо соединить правый и левый берег. Чтобы на Советское шоссе в районе, где Матвеевка, Приморская. И будет прекрасно.

Алексей Мазур: Среди семи мостов, которые есть в генеральном плане, есть и Матвеевский и Ельцовский, который в районе второй Ельцовки. И оба сегодня были бы нужнее.

Артём Роговский: Мне понравилась фраза про нынешний четвёртый мост. Вчера в пресс-релизе областного правительства мне очень фраза резанула глаз: «Четвёртый мост через Обь соединит Южную площадь на правом берегу с площадью Труда на левом в Новосибирске». Я уже запутался. Сначала он должен был соединяться с Южной площадью первоначально. Потом сказали, что он не будет. Потому что пострадает парк Городское начало. А сейчас в пресс-релизе мы читаем, что он будет.

Алексей Мазур: Пресс-релиз писали люди, которые не смотрели проект, наверное. Или смотрели. Там же смотришь, и он проходит через Южную площадь. Он проходит над ней. Если смотреть сверху, то соединит, если в реальности, то нет.

9.JPG
Алексей Мазур. Фото: Павел Комаров, nsknews.info

Четвёртый мост у нас теперь напоминает спагетти. Сначала сделали горб, польза от которого непонятна. Теперь нельзя сделать и нормальную развязку с четвёртым мостом. И его гонят над всем этим: и над горбом, и над площадью, и над Александром III. Из-за этого резко возрастает стоимость моста, но признать же ошибку нельзя, что мы зря этот горб строили за 2,5 миллиарда.

Артём Роговский: И то, что говорили сегодня радиослушатели. Я уже комментирую их звонки, не свои, говорили о том, что площадь Труда и так перегружена.

Алексей Мазур: Александр Стефанов, который специалист по мостам, говорит следующее: «Проект развязок запроектирован так, чтобы весь поток загонять на четвёртый платный мост». То есть, грубо говоря, на бесплатный Димитровский будет уходить одна полоса, а все остальные будут гнать на платный. А, естественно, люди будут ехать наоборот, будут пытаться попасть на бесплатный Димитровский. Это приведёт к тому, что там всё станет колом на площади Труда, если это так.

25.JPG
Фото: Михаил Периков, nsknews.info

А на другом берегу люди попадают только на Ипподромскую, а с Ипподромской только на мост. Трафик будет непросто тем, кому нужно срочно в аэропорт, а тем, кому нужно с Ипподромской срочно в аэропорт. Вот это — клиенты четвёртого платного моста. Остальные, я не знаю, как будут пробираться на него.

Артём Роговский: А сама необходимость платности этого моста? Почему он обязательно должен быть платным? Откажитесь от концессионера.

Алексей Мазур: Потому что у нас сначала деньги собирает федеральный центр, а потом говорит: «Мы их дадим, но не всем, а только тем, кто выполнит определённые условия».

11.JPG
Алексей Мазур, Артём Роговский. Фото: Павел Комаров, nsknews.info

И федеральный центр сказал, что мы деньги от «Платона» будем давать на концессионные проекты, точнее так: «Государственно-частного партнерства». Это модное слово подразумевает, что инвестор вкладывает деньги, а потом получает доход. Но у нас всё извращается, вместо нормальной концессии делается, как бы займ с последующим расчётом из бюджета. То есть схема ГЧП, на самом деле, просто займ. Бюджету нельзя брать деньги взаймы напрямую, поэтому оформили это как ГЧП.

Артём Роговский: А опыт платных мостов в России? Насколько я знаю, ни одного успешного проекта. Может быть, я слабо в тему погружался?

Алексей Мазур: Самый известный пример — это трасса М-11 под Москвой, и не знаю, как сейчас, но первые два года она стояла пустая. 

17.jpg
Проект Центрального моста в Новосибирске. Фото из архива «НН», nsknews.info

Артём Роговский: Платный мост был в Барнауле. Одно время был платным. Я даже сам помню там платил. Кстати, это тоже занимает время. Вылезти, оплатить.

Алексей Мазур: Он тоже стоял полупустой, все ехали через бесплатный. Там стоимость проезда не очень большая. Но не 100 рублей, как сейчас.

Артём Роговский: По-моему рублей 10. Понятно, другие деньги тогда были, но это было менее  существенно. Сейчас за 100 рублей в один конец кто-нибудь поедет по мосту?

Алексей Мазур: Я думаю, что 10 тысяч будет трафик. Я уверен, что он будет существенно меньше, чем планировалось. Насколько меньше — неизвестно.

26.JPG
Фото из архива «НН», nsknews.info

Артём Роговский: А сегодня, кстати, вышла очень интересная статья на сайте Тайга.инфо, где вы говорите, что можно было бы сделать в Новосибирске на 26 миллиардов рублей. Приоткройте завесу, что можно сделать в Новосибирске на 26 миллиардов рублей, которые федеральный бюджет то ли даёт или не даёт Новосибирску на четвёртый мост.

Алексей Мазур: Если стояла задача решить транспортную проблему Новосибирска, я бы предложил сделать ветку скоростного трамвая до Родников, что решило бы проблему транспорта в Родниках и Снегирях, где живут, примерно, 150 тысяч жителей. Трамвайную ветку до Плющихинского жилмассива, откуда люди часами не могут выбраться, у них пробка начинается прямо во дворах. А так бы на трамвае доехали до станции метро Золотая нива, до которой тоже надо дотянуть.

Реконструировать все трамвайные пути города Новосибирска, чтобы трамваи ехали быстро. И купить 100 современных трамвайных вагонов, чтобы трамвайная сеть Новосибирска стала наземным метро. И это всё стоило бы примерно 16,5 миллиардов. А на оставшуюся 10-ку можно было дотянуть трамвай до ОбьГЭС, либо сделать три станции метро. На Станиславского, например, и на Гусинобродке. И весь город бы поехал. Вместо одного платного моста в непонятном месте, который скорее всего будет стоять пустой.

3.JPG
Алекей Мазур, Артём Роговский. Фото: Павел Комаров, nsknews.info

Артём Роговский: Алексей Витальевич, всё-таки, быть или не быть ему, на ваш взгляд? Вот с чего мы начинали. Потому что одни сообщили, что деньги даны. Другие опровергли. Ваш прогноз.

Алексей Мазур: Я думаю так. Если даже этот проект будет реализован через 4 года, настолько он вызовет социальное напряжение в Новосибирске, что или федеральный центр, или областное правительство отменят и концессию, и платный проезд, и всё сделают бесплатно. Другое дело, сколько это будет стоить бюджету. И стоило ли городить огород. Бесплатно кому-то будет удобно ехать. Примерно будет трафик как по другим мостам в случае бесплатности.

Артём Роговский: от 86 до 112 тысяч машин. Кстати, был ещё и опрос якобы проведён по этому мосту. Якобы 3 тысячи 600 человек сказали, что они готовы ехать по мосту.

15.jpg
Проект Центрального моста в Новосибирске. Фото из архива «НН», nsknews.info

Алексей Мазур: Его проводил проектировщик, который кровно заинтересован, чтобы проект финансировался. Он, кстати, уже 600 миллионов рублей получил из областного бюджета.

Артём Роговский: Я ни одного ещё человека не видел, кто бы высказался в поддержку этого моста. Ольга Молчанова сказала, что это вызовет оживление в экономике.

Алексей Мазур: Конечно вызовет. Можно прийти, 26 миллиардов раскидать по улицам города, и это тоже вызовет оживление.

10.JPG
Алексей Мазур, Артём Роговский. Фото: Павел Комаров, nsknews.info

Если бы этот мост получили мы даром. Но надо понимать, что сначала с нас эти деньги собрали, потом их по странным схемам тратят и пытаются сделать мост платным, это выглядит издевательски.

Артём Роговский: Спасибо за беседу, вызвавшую такой шквал звонков.

Программа «Вечерний разговор» выходит в прямой эфир на радио «Городская волна» (101,4 FM) каждый четверг, сразу после выпуска вечерних новостей в 18-00.

Что происходит

На Станиславского начали демонтировать здание издательства «Наука»

До 800 тысяч выросли штрафы за костры и палы травы в Новосибирске

Свои первые задачи на посту мэра озвучил Максим Кудрявцев

Ездить по кладбищам Новосибирска запретят на Радоницу и Троицу

«Остеопороз не болит»: как сохранить кости крепкими и избежать переломов

О трамвайном краеведении расскажут на Городской волне

Ученики из 21 школы посоревновались в знании прав потребителей

S7 возобновляет прямые рейсы из Новосибирска в Астану и Алма-Ату

«Библионочь-2024» в Новосибирске: афиша самых интересных событий

Как делают огромные вентиляторы: репортаж с завода «ТАЙРА» в Новосибирске

С песней по жизни: Сибирский русский народный хор отмечает 80-летие

Показать ещё