На выставке представлены работы двух поколений немецких комиксистов: основатели и первопроходцы жанра, авангардисты и экспериментаторы, положившие начало движению новой визуальной культуры, и новое поколение художников, ставшее их учениками и последователями.
Главной задачей организаторов выставки было знакомство новосибирцев со сферой комикса как жанра, переживающего в Германии настоящий бум, отметила директор новосибирского отделения Немецкого культурного центра им. Гете Юлия Ханске на открытии экспозиции. Более двух десятков лет там возникают различные объединения комиксистов, их работы выпускают мелкие типографии и крупные издательства, публикуются антологии, художники активно участвуют в международных фестивалях и выставляются в галереях и музеях. Техника и сюжеты всех тринадцати авторов настолько разнообразны, что действительно создают целую панораму стилей, персонажей и мотивов немецкой комикс-культуры последних лет. Автобиографические, исторические и научно-популярные рассказы, репортажи и литературные адаптации с элементами современной графики, живописи и иллюстрации. Так, например, работы Ульфа К. повествуют о служащем в муниципальном учреждении, старающегося всеми возможными методами избежать серости конторских будней, придумывая для себя истории и приключения. Арне Беллсторф описывает мир чувств подростков в период переходного возраста и субкультуру, как среду формирования личности. Анке Фойхтенбергер, одна из самых известных женщин немецкой комикс-культуры, изображает обнаженных существ из кошмарного сна, блуждающих по странным сказочным пейзажам. Фликс рассказывает историю объединения Германии после падения Берлинской стены, смешивая исторические события и личный опыт, реальных людей и мечты молодежи. Райнхард Кляйст рисует зловещие и фантастические миры, громоздит коллажи из современной истории, революций, политических систем, ностальгии и тоске по дому. Саша Хоммер концентрирует свое внимания на изгоях и социально незащищенных слоях населения, отправляя их в бесконечные путешествия в разные уголки планеты. Сам же Йенс Хардер, склонный к богатству деталей и наложению контекстов, представил фрагменты «Альфы» - грандиозного проекта, иллюстрирующего миллиарды лет эволюции нашей планеты, репортерские материалы из Берлина, Цюриха и Иерусалима, а так же иллюстрации к мифам и фантастическим историям. Обратите внимание: если посмотреть на людей в окнах многоэтажки, как на серию изображений, а на баннеры и вывески, прикрепленные к ней, как на высказывания, то получится страница комикса. Немного абсурдная и бессвязная, но почти всегда уникальная Любопытно, что несмотря на обилие программ для создания компьютерной графики, представленные художники верны карандашам, туши и углю. С помощью электронных редакторов создаются лишь фоны и меняется фактура. «Развитие технологий в большей степени повлияло не на художников, а на восприятие читателей. MTV, интернет и Youtube сформировали основные принципы усвоения информации в современном мире. И художник просто обязан учитывать клиповое мышление, скорость потребления и обилие знаков и символов, разбросанных по всему окружающему пространству – от рекламы на зданиях до электронной рассылки», - убежден художник Йенс Хардер . «Кстати, о рекламе на зданиях. Обратите внимание: если посмотреть на людей в окнах многоэтажки, как на серию изображений, а на баннеры и вывески, прикрепленные к ней, как на высказывания, то получится страница комикса. Немного абсурдная и бессвязная, но почти всегда уникальная», - предложил художник. Рассуждая о Новосибирске, Хардер попросил сделать скидку на коротком сроке его пребывания, но своими соображениями все же поделился. «В городе я всего лишь два дня, поэтому видел не так много, но он показался мне знакомым. Примерно так же выглядел Берлин начала 90-х годов после объединения Германии. Время невероятных контрастов, надежд и неопределенности будущего. Мне запомнился кинотеатр «Победа». Даже скорее не он, а пространство вокруг него. Величественное здание в древнегреческом стиле, в летнем кафе репетируют джазмены; вокруг прогуливаются обычные люди средних лет; рядом, за гаражами, кто-то ремонтирует велосипед; сверху огромный рекламный щит, который вот-вот упадет на дерево, и пост дорожной инспекции. Получился бы отличный комикс», - заключил Хардер, у которого в запасе осталось еще два дня пребывания в Новосибирске. Выставка продлится до 30 октября.
Комиксист Йенс Хардер из Берлина лично представил свои работы
Цветные работы популярнейшего в Германии художника и иллюстратора Райнхарда Кляйста