Городская волна
Настрой город для себя

Милый город

Город Локтя

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Городской треш

Сбросить
Новосибирские
новости
Настрой город для себя

Милый город

Город Локтя

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Городской треш

Сбросить
Городская волна
Все материалы
Подписывайтесь:

Как культурная элита Новосибирска просила денег у полпреда

Лариса Сокольникова
Лариса Сокольникова
19:48, 08 февраля 2012

Не каждый день корреспонденту «НН» приходится стоять в очереди в гардероб в компании с писателем Геннадием Прашкевичем, балериной Анной Жаровой, кинорежиссером Владимиром Эйснером, художниками Сергеем Мосиенко и Данилой Меньшиковым. Все самые известные новосибирские деятели культуры и искусства 6 февраля собрались в Доме актера для встречи с полпредом Президента РФ Виктором Толоконским. Речь шла в основном о низких материях- деньгах, но на высокие цели - финансирование творческих проектов.

Полпред Виктор Толоконский стал инициатором встречи, на которую были приглашены самые яркие звезды культурной среды Новосибирска – известные писатели и  поэты, кинематографисты, артисты музыкальных и драматических театров, музыканты и художники. Концентрация знаменитых людей 6 февраля в Доме актера превысила все возможные пределы.

Нужны ли премии литераторам?

Встреча проходила в режиме вопрос-ответ. Стартовал разговор вопросом главного редактора журнала «Сибирские огни» Владимира Берязева, который посетовал на то, что сегодня у молодых и талантливых писателей нет мотивации для творчества. Раньше литератор, вступавший в Союз писателей, получал соответствующий социальный статус. Сегодня об этом можно только вспоминать. Для поддержки начинающих писателей и поэтов, по мнению Владимира Берязева, требуется не только их издавать в печатной форме и публиковать на литературных интернет-порталах, еще нужна авторитетная и ощутимая материальная поддержка в виде премии.

Для поддержки начинающих писателей и поэтов, по мнению Владимира Берязева, требуется не только их издавать, еще нужна ощутимая материальная поддержка в виде премии

IMG_0575.jpgВиктор Толоконский: Поддержка начинающих писателей может осуществляться за счет бюджетных средств. Учредить премию для литераторов несложно. Я не исключал бы для писателей и введения механизма творческих грантов. Разумеется, в рамках таких программ человек должен соответствовать определенным критериям и требованиям. Для этого не нужны значительные финансовые вложения. Ведь, как правило, это случаи не массовые, единичные.

Государственная поддержка творческих союзов (писателей, театральных деятелей, композиторов) должна быть обязательно. И в этом нет ничего сложного. Но нужно развивать и другую сторону творческих союзов, когда они имеют возможность бюджетного финансирования по каким-то конкретным программам. Не должно быть преимущества государственного финансирования. Творческие союзы должны быть максимально самостоятельными и свободными. Если они будут базироваться только на бюджетной системе, то потеряют в своем творческом потенциале. Власть заинтересована, чтобы грантовых программ было больше. Для жизни большого города очень важно, чтобы проходило много культурных событий.

Проявляйте инициативу, будьте пробивными

IMG_0565.jpgЭлла Давлетшина, президент Международного кинофестиваля «Встречи в Сибири», режиссер: «В этом году сибирский фестиваль «Встречи в Сибири» будет проходить в 15-й раз, но вот уже второй год министерство культуры РФ не финансирует сибирский фестиваль «Встречи в Сибири», а создание кинохроники вообще игнорирует уже на протяжении многих лет. Что нам делать, Виктор Александрович?»

Виктор Толоконский: Я прошу вас подготовить записку, и я ее обязательно рассмотрю совместно с министром культуры Александром Авдеевым. Я понимаю, о чем вы говорите, и нисколько не сомневаюсь в этой проблеме, потому что, действительно, многие такие грантовые деньги распределяются способом не очень прозрачным, и субъективный фактор очень силен. Москва к министерству ближе, и там много талантливых и энергичных людей, которые продвигают свои проекты. Творческим людям из регионов в этом плане гораздо сложнее.

Заслуженный артист России Павел Харин, театр «Глобус»: Вопрос о строительстве здания Театра Афанасьева, который должен был быть построен в 2004 году. Аналогичная проблема у театра на левом берегу и у Первого театра. Помещений нет. Вопрос, когда?

Я прошу руководителей творческих союзов и фестивалей – будьте более эффективными в этих вопросах. Я понимаю, что творческим людям не очень хочется и нравится заниматься пробиванием, но такова жизнь. Бывает, что я приезжаю к министру Авдееву с предложением, а они там ни сном, ни духом. Я ору, возмущаюсь, а оказывается, что никаких заявок они не получали. На что министр культуры сетует, что он не может уловить желания и чаяния творческих коллективов  и, чтобы им помочь, ему надо знать, кому и что надо.

Мечты о гуманитарном технопарке

Константин Колесник, актер театра «Красный факел»: В связи со второй волной кризиса Евросоюз увеличил финансирование культуры на 35%. Какова позиция президента в этом вопросе? И как вы относитесь к созданию в Новосибирске гуманитарного технопарка или творческого кластера? Обсуждалось ли в правительстве понятие «креативная экономика»?

IMG_0536.jpgВиктор Толоконский: В отличие от Европы, российская культура меньше связана с рыночным спросом и больше с бюджетным финансированием. Сегодня мы понимаем, что требуется повышение эффективности и оптимизация существующего финансирования. У меня всегда присутствовала идея создания гуманитарного парка. Пять лет назад была идея открыть гуманитарно-социальный инкубатор. Готов к этому вернуться. Давайте попробуем.  Очевидно, что не может быть должного эффекта в технологических инновациях в исследовательском процессе, если мы не будем добавлять творческий импульс в гуманитарной сфере. А для развития экономики и государства я считаю очень важным повышение уровня нравственности.

Мы чувствуем, что изменились общественные запросы, и власть должна им соответствовать. Ей придется соответствовать. Сильнее должна проявляться патриотическая идея среди молодежи. В Европе ты сыт, обут, все тихо, спокойно - и сиди. Нам же этого мало. Нам надо еще что-то. Роль культуры в этом процессе сложно переоценить.

Кинорежиссер Владимир Эйснер напомнил о здании Западно-Сибирской студии кинохроники, в котором по иронии судьбы нет ни одного кинематографиста, а лишь коммерческие арендаторы

Квартирный вопрос театральных коллективов

Заслуженный артист России Павел Харин, театр «Глобус»: Много разговоров идет о строительстве института театра и кино в Новосибирске. Как и когда это дело сдвинется с мертвой точки? И второй вопрос о строительстве здания театра Афанасьева, который должен был быть построен в 2004 году. Аналогичная проблема у театра «На левом берегу»  и у Первого театра. Помещений нет. Вопрос, когда?

Виктор Толоконский: Что касается театрального образования, то основной шаг мы сделали. Театральный институт строится. Когда я говорю со студентами об истории управленческих ошибок, то иногда привожу в пример решение о театральном институте. Тогда решилось все очень быстро. На аналогичной встрече ко мне обратились с просьбой создания в Новосибирске театрального института, потому что такому городу как Новосибирск, стыдно иметь лишь училище. Поехал к министру. Он сказал - хорошо, но только на ваш бюджет. Училище назовем институтом, выдадим вам лицензию, а вы будете сами финансировать. Я посчитал, какая разница, как называется – институт или училище. Справимся. Но за этим пошла масса трудностей, необходимость лицензирования, комплектования педагогического состава, строительство здание. И этот объект пришлось строить.

Элла Давлетшина, президент Международного кинофестиваля «Встречи в Сибири»: «Уже второй год министерство культуры РФ не финансирует сибирский фестиваль, а создание кинохроники вообще игнорирует уже на протяжении многих лет. Что нам делать?»

IMG_0509.jpgСтроительство новых театральных зданий – это вопрос больной и сложный. Но у нас есть ряд стационарных объектов культуры, которым не плохо бы дать новый импульс развития. Там может базироваться новая театральная инициатива.

С театром Афанасьева ситуация сложная. Изначально все условия были созданы. Но по независящим от властей причинам не получилось. Это был самый инвестиционно привлекательный творческий проект. Мы дали бесплатно землю, инженерную инфраструктуру. В то время цена земли в этом месте превышала себестоимость, как минимум, в четыре раза. Но смена инвестора и другие обстоятельства привели к тому, что здание не достроили. И сейчас многое придется делать заново. В планах театры Старый дом, Музкомедия, «На левом берегу».  По последнему позиция достаточно жесткая, и там театральное здание будет построено в ближайшей перспективе.

Кинорежиссер Владимир Эйснер напомнил о здании Западно-Сибирской студии кинохроники, в котором по иронии судьбы нет ни одного кинематографиста, а лишь коммерческие арендаторы. По словам режиссера, это прекрасное здание находится в федеральной собственности и на уровне области решить вопрос с ним будет непросто. При определенных условиях оно могло бы идеально подойти для того же Института театра и кино. Это предложение Эйснера присутствующие встретили овациями. Толоконский пообещал этот вопрос рассмотреть и проблему решить при условии, что здание не приватизировано.

О разном и о личном

IMG_0444.jpgХудожник Сергей Мосиенко посетовал на то, что на государственных телевизионных каналах нет тематических программ о культуре Новосибирска, и что, фактически, никто никого не знает. На это Виктор Толоконский ответил, что в распоряжении ГТРК 20 часов эфира, и очень странно, что таких программ нет.

Художественный руководитель Первого театра Павел Южаков и солист оперного театра Олег Видеман обратились к полпреду с вопросом о социальной помощи молодым и многодетным семьям творческой интеллигенции. Толоконский ответил, что сейчас разрабатывается программа поддержки в опросах решения жилищных проблем. Простая и понятная схема должна быть введена уже в 2012 году. Она предполагает ипотеку под госгарантии.

Актер «Красного факела» заслуженный артист России Григорий Шустер задал личный вопрос: «Может возникнуть такая ситуация, что институт полпредства будет упразднен, а губернатора будут выбирать. Готовы ли быть губернатором?»

Виктор Толоконский: Как говорится, в одну воду дважды не войдешь. Согласен, что институт полпредства должен трансформироваться, обновляться, этого требуют реалии. Задача полпреда не контролировать, а повышать качество управления в регионах. Честно говоря, я не мыслю себе, что смогу уехать отсюда. 31 декабря я всегда должен быть здесь, дома, в Новосибирске, должен видеть эти улицы, лица горожан. Что-то есть в нашем городе, что не позволяет мне жить в другом месте.

Что происходит

Огромную автомобильную эстакаду возвели на восточном въезде в Новосибирск

МЧС объявило экстренное предупреждение о подтоплении дач в Первомайке

35 умных камер установили для отслеживания пожаров в новосибирских лесах

В Новосибирске на соцподдержку и дороги выделят средства резервного фонда

Ускоренные электрички запустят из Новосибирска на майских праздниках

Полигоны будут бесплатно принимать мусор с субботника до 5 мая

С беглых преступников взыскали миллион рублей в Новосибирске

605 отцов в декрете насчитали в Новосибирской области

Глава городского департамента ЖКХ покидает свой пост

О рекордах в синхронном плавании слушайте в прямом эфире Горволны

Спрос на жетоны существенно сократился в метро Новосибирска

Показать ещё