В новосибирском метро завершена установка системы автоматизированного управления поездами, разработанная и изготовленная Институтом автоматики и электрометрии СО РАН. Умная система не только позволяет управлять движением состава через компьютер, но и подсказывает дежурному, как поступить в случае нештатной ситуации или ошибки. За семь лет совместной работы было переоборудовано восемь станций, последняя из которых – «Студенческая» - была запущена 21 марта.
«Восемь станций, потому что мы сейчас говорим о станциях с путевым развитием, то есть тех, где можно совершить оборот, поставить поезд в тупик и так далее. Часть станций новосибирского метрополитена перегонные, например «Октябрьская», для них такое оборудование не требуется», - цитирует отдел общественных связей СО РАН начальника службы сигнализации и связи Новосибирского метрополитена Владимира Плотникова. Предыдущая система, с помощью которой управляли движением поездов раньше, работала с пульта: дежурный вручную нажимал кнопки, чтобы регулировать движение составов. Сегодняшняя - полностью компьютеризированная, а кроме того, снабжена логикой, то есть способна обучаться на основе загруженных данных и выдавать рекомендации, как лучше поступить. «Если говорить об ошибках, то релейная логика предыдущей системы также не позволяла их совершать, но если дежурный ошибался, ему некому подсказать, а программная логика говорит, в чем он неправ. Улучшается оперативность управления», - комментирует заместитель начальника Новосибирского метрополитена Роман Дронов. В процессе работы ведется запись действий оборудования. Это позволяет быстрее обнаружить, а значит, и устранить возникшую неполадку. Например, существуют так называемые перемежающиеся отказы: неполадка проявилась однократно и невозможно спрогнозировать, когда она появится в следующий раз. Запись позволяет отследить и избавиться от нее. «Автоматизированное рабочее место дежурного по посту централизации включает в себя, по сути, два рабочих места, то есть параллельно, дублируя друг друга, работают две машины. Если один компьютер ломается, дежурный переходит работать на другой, при этом ему даже ничего не нужно включать или перезагружать, - объясняет завлабораторией нечетких технологий Института автоматики и электрометрии СО РАН д.т. наук Юрий Золотухин. Установка системы автоматизированного управления поездами на самой крупной станции – «площади К. Маркса» - обошлась в 1,5 млн рублей.