Городская волна
Настрой город для себя

Милый город

Город Локтя

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Городской треш

Сбросить
Новосибирские
новости
Настрой город для себя

Милый город

Город Локтя

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Городской треш

Сбросить
Городская волна
Все материалы
Подписывайтесь:

Остатки прежней роскоши в архитектуре Новосибирска

Навигация

Здания этого стиля стоят на Красном проспекте, на улицах Урицкого и Дуси Ковальчук. Но современные жители будут поражены, узнав, что их дома символизируют парижскую роскошь. В архитектуре Новосибирска этот стиль мелькнул, как яркая, мгновенная вспышка. О нем не вспоминали до 1990-х. Даже имени у него не было. Точнее, это имя было классово чуждым. Зовется элегантный призрак - «art deco».

Игорь Смольников
Игорь Смольников
19:01, 17 апреля 2012

Месседж из Парижа
Пока советскую архитектуру изучали советские же историки, никакого арт-деко у нас и в помине не было. Этот стиль считался буржуазным. Признать его наличие в СССР было опасно. Впрочем, арт-деко и был буржуазным. Родился он как дитя потребительского бума, охватившего Европу, оправившуюся от последствий Первой мировой войны, а «крещен» на мероприятии, которое должно было олицетворять потребительское счастье – на парижской выставке «Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes» (Международная выставка  современного промышленно-прикладного искусства).

8.jpgЭто была настоящая феерия роскоши: послевоенная Франция этой выставкой утверждала свой статус, намекала остальному миру, что Париж остается всемирной столицей стиля. Это был яркий, блестящий, горделивый стиль, совершенно не стеснявшийся своей коммерческой сущности. И выставка в Париже была даже не младенческим криком арт-деко, а достаточно уверенным «мама».  Мамок (или нянек?) у дитяти было несколько: томно-извилистый, цветной модерн 1900-х; грубоватый баухаус, вскормленный идеями русских авангардистов; экзотические архитектурные стили древности – египетский, ацтекский, мавританский.

Прививка парижской роскоши
В перовом по-настоящему узнаваемом образце новосибирского арт-деко египетские мотивы не обильны, но вполне узнаваемы. Речь о здании Сибревкома и его удивительных «египетских» колоннах. Неизвестно, как называл стиль проектируемого здания его создатель Андрей Дмитриевич Крячков, но создал он именно яркий образец арт-деко. Этот дом органично бы смотрелся в любом американском городе (в Америку арт-деко добрался под именем Streamline Moderne). Конечно, если бы американцы могли понять  скульптурную символику здания – роли двух бетонных мужчин с гранеными мускулами - очень характерный мотив арт-деко.

Символом солнца служил рисунок на аттике дома – подсолнух из цветной штукатурки. Но эта деталь более всего пострадала в ходе последнего, варварского ремонта

2.jpgВ СССР скульптуры в этом стиле было совсем немного – очень уж короток был век вызревшего советского арт-деко. К тому же скульптурное стилизаторство в 1930-х уже не поощрялось. Советские здания арт-деко, в отличие от ордерных, «типично сталинских», сравнительно небогаты изобразительной скульптурой: то, что положено по международным канонам стиля, противоречит канонам советской художественной морали, а поощряемые этой моралью «жизненные» статуэты в развевающихся труселях, напротив, не сочетаются с линиями зданий.

Потому главным средством выразительности в нашем арт-деко была линия, геометрическая абстракция. Образ луча, волны, образ локомотива и самолета, овеянный потоками ветра, – настоящий фетиш арт-деко. Здания расчерчиваются вертикальными тягами, их колонны стройнеют, но при этом собираются в пары. Балюстрады балконов и парапетов лишаются образующих их «бутылочек» и превращаются в подобие автомобильного радиатора. Сдвоенная линия, лучи, волны, пилоны, ромбы, грани бриллианта, квадраты, собирающиеся в рельефный орнамент – любимые мотивы арт-деко. Именно эти детали придают домам ощущение времени и стиля. Лишившись их, оно впадает в стилевую кому.

Потрепанный «плащ аристократа»
Так случилось, например, со зданием Авиационного технического колледжа на Красном проспекте, 72. Оно при брутальной реконструкции утратило характерную расстекловку витражных окон над входом – сложный рисунок из ромбов, квадратов и лучевых линий.  Теперь на месте этого витража темный стеклопакет и узнать в этой  постройке здание 1930-х может только наметанный глаз.

Послевоенная Франция намекала остальному миру, что Париж остается всемирной столицей стиля. Это был яркий, блестящий, горделивый стиль, совершенно не стеснявшийся своей коммерческой сущности

9.jpgНа Красном проспекте, 56 жилому дому повезло - витражи подъездных окон сохранились в том виде, в котором они и были задуманы в 1939-м  архитектором Н.С. Кузьминым. Дом этот щедро снабжен типичным  для арт-деко убранством – подчеркнутыми вертикалями, уступчатым рельефом, клеточным орнаментом с квадратными блоками-узелками. Балконы, торцами жмущиеся к подъездным коробам, говорят о родстве с конструктивизмом, но их габариты и характерные «радиаторные» парапеты – уже совсем из другой эпохи. На таких балконах положено пить сок в шезлонге и наслаждаться жизнью.

Именно для того, чтобы наслаждение это не казалось слишком очевидным, советские образцы арт-деко часто красили неярко – более блекло, чем положено по международному канону. Так и дом №56 большую часть своей жизни был невнятно серым. А ярким, красно-желто-шоколадным стал сравнительно недавно.

Цвет и оттенок был очень важной сущностью для арт-деко. Настоящим гимном цветам и оттенкам выглядел дом на улице Дуси Ковальчук, 185. Парапеты из необычных, четырехгранных балясин, колонны с бутонами на капители, рельефные волны – светотени есть, где разгуляться. Раскрашенный в оттенки желтого, кремового, белого, он, тем не менее, совсем не похож на унылые желто-белые постройки позднего «сталианса».  А символом солнца служил рисунок на аттике дома – подсолнух из цветной штукатурки. Но эта деталь более всего пострадала в ходе последнего, варварского ремонта.

По первоначальному замыслу, фрески и мозаики детского зала вокзала Новосибирск-Главный должны были цитировать сказки о докторе Айболите. Шествие африканских зверей поглощало все пространство зала.

Досталось от потомков и еще одному «арт-декошному» дому этой улице – дому №61, так называемому «дому с лирами», стоящему в квадрате между улицами Холодильной и Парковой. Прозвище свое дом получил за характерный рисунок балконных парапетов, в который вписаны лиры. Атрибут, кстати, довольно неожиданный для 1930-х. Именно эмблематика этих парапетов и пострадала от времени и самовольного обустройства балконов – она местами выломана, местами доведена до недекоративного состояния.

7.jpgОдин из интерьерных образцов арт-деко в Новосибирске так и остался только проектом. Речь об оформлении детского зала вокзала Новосибирск-Главный. По первоначальному замыслу, фрески и мозаики зала должны были цитировать сказки о докторе Айболите. Шествие африканских зверей поглощало все пространство зала, превращая его в пеструю сказку. Африканские мотивы были любимейшей игрушкой западного арт-деко, очень узнаваемой. Возможно, именно эта узнаваемость и стала препятствием на пути к воплощению проекта. Или банально денег  не хватило. Во всяком случае, в детском зале решили обойтись без африканских чудес и оформили его картинками из жизни про счастливых советских бутузов и общение детей с дедушкой Лениным. 

Следы роскоши
Арт-деко в Европе, Америке и Японии был стилем горделивым и заметным в городских панорамах. В Новосибирске самый яркий и «центровой» его образец – Стоквартирный дом. Не менее заметен штаб СибВО  ул.Державина, 3/Красный 53, олицетворяющий «холодную» версию арт-деко и знаменитый «Дом женихов» - Институт ФСБ на Красном проспекте, 84.  Остальные по большей части притаились на периферийных улицах центра или в «районах средней удаленности».  На улице Урицкого алеет дом №37 – монументальная пластина с упорядоченно-рельефным фасадом, на территории Горбольницы в коме затяжной послепожарной реконструкции «морфик» (морфологический корпус медицинского университета).

Его «брат», похожий больничный корпус на ул.Демьяна Бедного 71, скрыл свой рельефный геометрический декор под навесным фасадом. А на Серебренниковской под номером 5 притаился небольшой, но ладный образец сибирского арт-деко – трехэтажное здание начальной школы, вмещающее ныне межобластную ветеринарную лабораторию. Сдвоенные колонны с капителями-дисками, «радиаторный» парапет – стиль небросок, но узнаваем.

Арт-деко в Европе, Америке и Японии был стилем горделивым и заметным в городских панорамах. В Новосибирске самый яркий и «центровой» его образец – Стоквартирный дом

1.jpgВпрочем, арт-деко типичен именно для крупных зданий. Например, здание межкраевой школы НКВД, построенное в 1936-37-м, и уже тогда получившее народное прозвище «Дом женихов», органично смотрелось бы  в каком-нибудь правительственном квартале Вашингтона. Узнаются в нем и линии Военной академии имени Фрунзе, что в Москве на Плющихе. Рельефная ритмичность этого здания помогла непринужденно расширить его в 1970-х – смычка старой части и пристройки непосвященному практически незаметна. Как собственно, сюрпризом оказывается и год постройки: миг расцвета арт-деко между 1935 и 1939-м.

Советские историографы поначалу уклончиво именовали его пост-конструктивизмом и индустриальным романтизмом. Использовать «буржуйский» термин было боязно – в СССР не могло быть буржуазного стиля. Что ж, буржуазного, вероятно и не было. Зато международный был!      

Образцы архитектурного стиля арт-деко в Новосибирске

Дуси Ковальчук, 61 – дом с лирами (между Парковой и Холодильной)

Дуси Ковальчук, 185 (дом с подсолнухом)

Урицкого, 37 

Красный проспект, 56 (красный дом)

Красный проспект, 72 – авиатехникум. Утрачены характерные арт-декошные витражи на фасаде.

Залесского, 6 – морфологический корпус медуниверситета.

Демьяна Бедного, 71 – близнец «морфика».

Серебренниковская, 5 (межобластная ветеринарная лаборатория, строилась как начальная школа). Радиаторные парапеты, дисковые капители.

Штаб СибВО на Державина, 3 (в любой стране мог бы сойти за банк – очень характерная эстетика).

Что происходит

Проект «Свой — чужой — равный» объединил школьников с МЖК

Запись первоклашек в школы Новосибирска стартует 1 апреля

Нейросеть для сортировки мусора создают программисты из НГТУ

Борющийся с ямами рециклер экономит средства на ремонт дорог

Из-за зимних скачков температур дефектов на дорогах стало больше в разы

Надежду Болтенко оставили на посту детского омбудсмена в Новосибирске

Когда закончится отопительный сезон в Новосибирске — отвечает мэрия

Бесплатные тренировки для трудных подростков запустят в Новосибирске

Токарей на зарплату до 100 тысяч ищут на ярмарке «МашЭкспо Сибирь»

Пассажира с луковицами тюльпанов задержали на таможне в Толмачёво

227 опасных мест насчитали перед паводком в Новосибирске

Показать ещё