Городская волна
Настрой город для себя

Милый город

Город Локтя

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Городской треш

Сбросить
Новосибирские
новости
Настрой город для себя

Милый город

Город Локтя

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Городской треш

Сбросить
Городская волна
Все материалы
Подписывайтесь:

«Разрядите револьвер в архитектора, мир от этого хуже не станет» – английская пословица

Лариса Сокольникова
Лариса Сокольникова
14:24, 16 апреля 2012

Какие социальные проблемы и конфликты неизбежно сопутствуют развитию города? Во второй части эксклюзивного интервью «Новосибирским новостям» ведущий эксперт в вопросах архитектуры и урбанистики, доцент НГАХА Игорь Поповский рассказал: как дать вторую жизнь старым домам, как не потерять уникальность застройки проспекта Богдана Хмельницкого и есть ли в Новосибирске элитное жилье.

На минувшей неделе большой интерес у читателей «НН» вызвала первая часть интервью известного новосибирского архитектора Игоря Поповского «Высотки на месте гостиницы «Центральная» быть не должно – архитектор Поповский». Речь шла о современном направлении развития архитектуры Новосибирска, о достоинствах и недостатках уникальных зданий возведенных в последние годы, и существует ли реально проблема «точечной застройки». Сегодня мы публикуем продолжение разговора с архитектором.

Игорь Викторович, вы довольны развитием города? Что не устраивает? Что хотелось бы изменить?
Развитие города имеет позитивный характер – это факт. Некоторое время назад множество автомобилей  были обклеены постерами по поводу плохих дорог, а сейчас вы это уже редко встретите. Новосибирцам кажется, что их город плохой только до того момента, пока они не побывают в другом и не сравнят. Тогда приходит понимание, что Новосибирск далеко не самый плохой город. Новосибирцы даже не подозревают, что наше метро является муниципальным. Даже нью-йоркское метро – это государственное предприятие страны - США. В западном мире почти  нет городов с муниципальным метро. И в этом плане Новосибирск – просто героический город.
16_16.jpgРазвитие инфраструктуры  происходит на очень ответственном уровне управленческой команды и лично мэра Владимира Городецкого. Строительство третьего моста – это его личный риск как управленца. Надо же понимать, что в случае неудачи, то на него всех собак и повесят. Например, в Красноярске боятся начать строительство нового моста и ждут, когда федералы выделят деньги, хотя в крае большой потенциал промышленных объектов. И они могли бы сами профинансировать эту стройку. А Новосибирск, не имея нефтяных скважин, или гигантской промышленности, рискует строить третий мост.
В отличие от других российских городов-миллионников Новосибирск имеет мощный планировочный каркас, и он еще может наполняться и застраиваться. Когда ресурс незаполненного каркаса будет исчерпан, то развитие пойдет с помощью более сложных решений. Сегодня много территорий, требующих реконструкции, просто брошены и деградируют. Город где-то развивается, а где-то умирает. 

В Красноярске боятся начать строительство нового моста и ждут, когда федералы выделят деньги, хотя в крае большой потенциал промышленных объектов. И они могли бы сами профинансировать эту стройку. А Новосибирск, не имея нефтяных скважин, или гигантской промышленности, рискует строить третий мост.

Можно ли дать вторую жизнь старому жилому фонду?
По поводу деревянных двухэтажных бараков решение должно быть однозначное – сносить. Немецкий урбанист Ливия Мария Андреас, приезжавшая с лекциями в Новосибирск, когда увидела деревянные домики на улице Садовой, которые идут под снос, предложила оставить  их, а заселить художниками, дать им денег на реконструкцию. Такие проекты делают за рубежом. Но для этого нужна определенная зрелость городской культуры, критическая масса «пассионариев» - людей, которые готовы на это пойти. Кроме того, необходим и позитивный взгляд управленческих команд. Но они у нас сегодня занимаются крайне утилитарными задачами, пытаются откликнуться на социальное напряжение. Их можно понять. Им нужны квадратные метры, много и быстрее.

16_14.jpgА кирпичные и шлаколитые дома?
По паспортным данным они имеют срок службы 25 лет. Это срок  давно истек, и нет никаких гарантий, что они не посыпятся. В таких домах живут люди в постоянном стрессе – ожидании сноса. Активный человек будет использовать любую возможность, чтобы уехать из этого барака. А неуспешный, соответственно, останется. Формируется соответствующая социальная среда. Это приводит к деградации территорий. И это проблема не только бараков, но и других социальных жилищ, в том числе социальных микрорайонов, которые сейчас активно строятся, куда из бараков переселяют людей. В будущем в таких домах создается опасность вымывания более активных людей и формирования проблемной деструктивной социальной среды.

Это напоминает уничтожение так называемых социальных кварталов на западе?
Примером тому может служить строительство социального района «Прюит-Игоу» для негритянского населения в Сент-Луисе. Проект американского архитектора Минору Ямасаки (он же создал знаменитые башни-близнецы на Манхэттене) выиграл международный конкурс. Тогда казалось, что хорошая архитектура изменит сознание людей.  Поселившись из трущоб в этих белых домах, они должны были прекратить употреблять наркотики, улучшить свою жизнь, стать, наконец, счастливыми. Но произошло все с точностью наоборот. Жесточайшим образом. Больше половины жильцов оттуда просто уехали, и дома находились в жутком состоянии. Преступность и наркомания выросли до катастрофических размеров. В результате муниципалитет принял решение жилой комплекс взорвать. Такие взрывы социальных кварталов происходили и в других странах.
И у нас есть опасность, что если не во время разрешить  эту ситуацию, то можно получить весьма плачевные результаты. Через 40-50 лет это может стать большой проблемой. Все будет происходить как в знаменитом французском фильме «13-й квартал». Мы не сможем отгородиться стеной от проблем или уничтожить это ядерным взрывом. Но это будут наши люди, которые попали в эту социальную яму, и они будут очень жестокими.

Сейчас актуально жилье, которое может трансформироваться и реагировать на потребности рынка. Но такого жилья не создается. Потому что мы все работаем по очень старым планировочным схемам.


Получается, что и Новосибирск не избежал деградации городской среды?

Например, улица Мира, так называемая «Расточка». Она в свое время была застроена очень качественной архитектурой. Кинотеатр «Победа» знают все, а Дом культуры им Ефремова, который ничем ему не уступает, знают лишь те, кто живет рядом. Умер определенный культурный пласт в городе. Никакая администрация и Общество по охране исторических памятников не смогли это остановить.

16_13.jpg
Люди сами разрушают свои дома в надежде, что их оттуда выселят, и они получат новое жилье. Это депрессивные социальные настроения, и они приведут к тому, что район будет уничтожаться. Есть опасность повторения такой ситуации на «Богдашке». Все это место любят, в 70-х годах «Богдашка» была более благоустроенная, чем центр Новосибирска, - там появлялись элементы дизайна городской среды - скульптуры, суперграфика. Но сегодня центральная часть города перевесила, на нее обращают больше внимания, а «Богдашка» начинает деградировать. Заводы ВПК приказали долго жить и не поддерживают финансово среду. Это вынудит управленческие команды идти на уплотнение. Чтобы изменить ситуацию, необходима политическая воля управленцев и позитивный взгляд живущих там людей. Аналогичная ситуация в Академгородке и во всех соцгородах, которые поддерживались в советское время федеральными структурами. Когда «кормушка» исчезла, в соцгородах начались проблемы.

А есть в Новосибирске элитное жилье?
Практически нет. И вот почему. Речь идет не о коттеджах и особняках, а о многоквартирном городском жилье. Мы являемся людьми, недавно вышедшими из очень маленьких квартир, и в головах у нас сидит, что элитное жилье – это много квадратных метров. Но на самом деле это не так. Жилье для элиты - это прозонированное, сложное, продуманное пространство. Это ванные комнаты и гардеробные при спальнях, общие комнаты с библиотекой, с антресольными решениями, зимние сады, тренажерные залы, сауны, санитарные блоки, которые можно подключить в нужных местах. Возможность трансформации и реконструкции, свободная планировка.  Продумано все – от создания микроклимата до видов из окон. Таких сложных планировочных решений у нас практически не существует. Такое жилище есть в Москве. Стоит оно дорого. Мы до этой культуры, мягко говоря, еще не дошли.
Элитным жильем у нас называют квадратные метры под самоотделку в центре города. Но такие квартиры совершенно не элитные, они просто большие. В Новосибирске ситуация парадоксальная – у нас строят либо дорогое жилье в центре города, либо наоборот социальные дома по крайне упрощенным схемам. Причем последний тип жилища сегодня в строительстве представлен намного больше, чем первый. Вследствие этого у нас идет общая деградация жилого фонда. Среднее жилье, качественное, вообще выпадает. И если эта тенденция продолжится, то скоро мы будем называть хрущевки очень хорошим жильем.

В Новосибирске ситуация парадоксальная – у нас строят либо дорогое жилье в центре города, либо наоборот социальные дома по крайне упрощенным схемам. Причем последний тип жилища сегодня в строительстве представлен намного больше, чем первый. Вследствие этого у нас идет общая деградация жилого фонда.

Здание пересыльной тюрьмы на ул.1905 года стало предметом спора – сносить или делать из него музей?
На месте пересыльной тюрьмы предполагается жилой дом элитного класса. Старое здание не представляет никакой архитектурной ценности. Для меня удивительно сохранение объекта, в котором пытали людей. Мне кажется это очень странным. Тогда французы очень сильно ошиблись, не сохранив Бастилию, как памятник архитектуры или исторических пыток. Я считаю, что снос этого здания должен идти под музыку под радостные возгласы. И люди, пострадавшие от репрессий, должны прийти и посмотреть, как это здание снесли до последнего кирпича. Другой вопрос - нужен ли нам музей, связанный с политическими репрессиями. Конечно, нужен. И память нужна и документы и, может быть, фотография этой тюрьмы должна быть в этом музее. Люди из общества «Мемориал» считают, что здание нужно сохранить. Я так не считаю.

Публично от архитекторов ждут  каких-то невероятных объектов, но один на один заказчик часто требует откровенную халтуру. Такая вот политическая игра. Поэтому надеяться и уповать надо только на себя. Архитекторам необходимо научиться создавать малобюджетные объекты качественно.

16_17.jpgМогут наши архитекторы конкурировать с иностранными?
Безусловно, могут. Потенциал наших архитекторов мощный. Но учтите, что ресурсы западных, московских и наших специалистов просто несравнимы. Российские архитекторы достаточно закрытые люди. Западные всегда публичны. Это их конек. Но и наши в будущем станут открытыми. Их к этому будет вынуждать ответственность за то, что они делают, критика их работы. Сегодня складывается ситуация, которая заставляет  архитекторов перейти от монолога  к диалогу с горожанами. В отличие от Запада у нас много творцов, но мало профессионалов, обрабатывающих творческие идеи. Публично от архитекторов ждут  каких-то невероятных объектов, но один на один заказчик часто требует откровенную халтуру. Такая вот политическая игра. Поэтому надеяться и уповать надо только на себя. Архитекторам необходимо научиться создавать малобюджетные объекты качественно.
На самом деле архитекторов не любят. Удивление у иностранных коллег вызывает памятник архитектору Крячкову в нашем городе. В мире не принято ставить памятники архитекторам. Есть такая английская пословица «Если у вас плохое настроение, и есть необходимость разрядить револьвер, разрядите его в архитектора, мир от этого хуже не станет». Хотя в одном советском фильме 60-х годов  в пивной собутыльники дают вот такую характеристику одному из героев: «Хороший человек. Архитектор, наверное».

Что происходит

Парад для 101-летней участницы войны устроили курсанты в Новосибирске

Три десятка дорожных машин приводят Советский район в порядок к 9 Мая

В память о погибшей в Новосибирске собаке-поводыре создали портрет

Полная программа Дня Победы — в прямом эфире Городской волны

Гранитные плиты заменят у памятника Ленину в центре Новосибирска

Сдать нормативы ГТО предложат новосибирцам на эстафете Покрышкина 9 Мая

Ветераны Горводоканала возложили цветы к Вечному огню

Мэр Кудрявцев назвал дату окончания отопительного сезона

Губернатор и мэр возложили цветы к мемориалу на Заельцовском кладбище

Как в Новосибирске ремонтируют мосты и путепроводы: обзор

Фасад краеведческого музея не удалось отмыть, поэтому его отреставрируют

Показать ещё